Пилот самолета польского президента Леха Качиньского, потерпевшего крушение 10 апреля под Смоленском, сделал свой единственный заход на посадку без разрешения авиадиспетчеров аэропорта "Северный"
НТВ
Пилот самолета польского президента Леха Качиньского, потерпевшего крушение 10 апреля под Смоленском, сделал свой единственный заход на посадку без разрешения авиадиспетчеров аэропорта "Северный" Руководитель группы диспетчеров трижды дал пилоту команду уходить на второй круг, но он не послушал
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Пилот самолета польского президента Леха Качиньского, потерпевшего крушение 10 апреля под Смоленском, сделал свой единственный заход на посадку без разрешения авиадиспетчеров аэропорта "Северный"
НТВ
 
 
 
Руководитель группы диспетчеров трижды дал пилоту команду уходить на второй круг, но он не послушал
НТВ
 
 
 
В момент посадки самолета видимость была всего 100-150 метров. Однако экипаж принял решение идти на посадку, что подтверждается изъятыми записями
НТВ

Во вторник в президентском дворце в Варшаве проходит всенародное прощание с президентом Лехом Качиньским и его супругой, погибшими 10 апреля в авиакатастрофе под Смоленском. Гроб с телом супруги польского лидера был доставлен на родину сегодня, гроб с телом Леха Качиньского - на день раньше. Прощание с президентской парой будет длиться весь сегодняшний день и, возможно, всю ночь на среду. Дата похорон еще не определена.

Между тем один из российских диспетчеров утверждает, что пилот президентского самолета сделал свой единственный заход на посадку без разрешения авиадиспетчеров аэропорта "Северный". Кроме того, одной из причин катастрофы мог стать языковой барьер - экипаж и диспетчеры понимали друг друга лишь наполовину, рассказал Анатолий Муравьев, принимавший самолет польского президента.

"Без разрешения осуществил заход на посадку. И руководителю деваться было некуда", - сообщил Муравьев в интервью газете "Комсомольская правда". По его словам, руководитель группы диспетчеров трижды дал пилоту команду уходить на второй круг, но он не послушал.

Как сообщалось, экипаж упорно отказывался уйти на запасные аэродромы в Минск, Витебск или даже Москву. Это было сделано из-за плохой видимости и метеоусловий. Гидрометцентр еще накануне сообщал о надвигающемся тумане. В момент посадки самолета видимость была всего 100-150 метров. Однако экипаж принял решение идти на посадку, что подтверждается изъятыми записями.

- Во Франции пассажиры Ту-204 взбунтовались и потребовали заменить самолет
- СМИ ошибочно растиражировали аудио переговоров летчиков
- Как государственные сайты осветили катастрофу

"Экипаж его не послушался. Хотя диспетчеры предупреждали его, что видимость плохая и нужно готовиться к уходу на запасной аэродром", - отметил Муравьев. Он также добавил, что несмотря на принятые нормы, экипаж самолета не докладывал об обстановке и своих маневрах. По мнению Муравьева, причиной радиомолчания стал языковой барьер.

"Руководитель группы руководства полетами сказал даже: "Понимание у нас с экипажем "фифти-фифти". Диспетчер говорил с пилотом по-русски, ему помогали остальные, подсказывали английские фразы. И было трудно разобраться, понял ли пилот, что ему говорят. Речевой барьер мешал пониманию. Я считаю, что это могло отразиться на исходе полета. Ну и, конечно, стечение обстоятельств", - отметил диспетчер.

По его мнению, среди таких обстоятельств оказались "погодные условия, возможная ошибка экипажа, потеря контроля за высотой и стремление пилота любой ценой посадить самолет". "Мне кажется, что это стремление обусловлено тем, что на борту были такие высокие персоны. Именно это стремление губит и наши экипажи, и самих персон. Был случай, когда Качиньский отстранил экипаж за то, что он отправил самолет на запасной аэродром", - рассказал Муравьев.

"До самолета польского президента мы сажали еще два. Первым приземлялся Як-40, он успешно сел, без замечаний. Вторым должен был приземлиться Ил-76. Но видимость полосы была недостаточной и экипаж принял решение уходить на запасной аэродром. Я запрашивал Москву, на какой аэродром ему приземляться. Самолет благополучно сел во "Внуково", - сообщил авиадиспетчер.

Между тем польские СМИ сообщали, что первый пилот самолета Аркадиуш Протасюк досконально знал русский язык и ему был известен аэропорт "Северный" в Смоленске, на который он собирался посадить самолет президента Польши.

В частности, один из пилотов Ту-154 полковник Бартош Строиньский опроверг заявления о недостаточном знании русского языка капитана 36-го спецполка ВВС Польши Протасюка. По словам полковника, они вместе с погибшим летчиком вели самолет до Смоленска за три дня до катастрофы, когда на борту находился премьер-министр Польши Дональд Туск. "Арек в совершенстве говорил по-русски. В совершенстве вел переписку как по-польски, так и по-русски, и по-английски. 7 апреля, когда мы туда летали, не было никаких замечаний", - заявил Строиньский журналистам.

Заместитель командира полка подполковник Гжегож Кулаковский со своей стороны подчеркивает, что капитан Протасюк отвечал всем необходимым требованиям, чтобы лететь в Смоленск с президентом Польши 10 апреля, говорится в сообщении. "Капитан Протасюк знал тот аэродром и был подготовлен к тому полету. 7 апреля он совершал полет с господином премьер-министром", - заявил Кулаковский.

Напомним, польский правительственный самолет Ту-154 разбился под Смоленском в субботу утром. На борту самолета был президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария Качиньская. Глава Польши вместе с официальной польской делегацией летел в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях. На борту находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа, включая президентскую чету. Все они погибли. На сегодняшний день опознаны 45 погибших. Среди опознанных - супруга президента Польши, которую опознали по обручальному кольцу.