Российский президент Владимир Путин заявил, что его задевают очень высокие зарплаты у руководства госкомпаний
Пресс-служба Президента России
Российский президент Владимир Путин заявил, что его задевают очень высокие зарплаты у руководства госкомпаний
 
 
 
Российский президент Владимир Путин заявил, что его задевают очень высокие зарплаты у руководства госкомпаний
Пресс-служба Президента России

Российский президент Владимир Путин заявил, что его задевают очень высокие зарплаты у руководства госкомпаний. Свое мнение он высказал в интервью ТАСС.

"Меня самого это, честно говоря, задевает и коробит, я согласен", - ответил он на вопрос о соотношении высокого уровня зарплат управленцев с тем фактом, что они работают в госкомпаниях и получают средства из бюджета. По словам Путина, это можно объяснить рыночной стоимостью услуг руководителей подобного уровня, а сами они поясняли, что нанимают много иностранных специалистов, которые "работают эффективно" и "чего-то стоят на международном рынке труда". Путин отметил, что иностранным специалистам нужно платить адекватную рыночной зарплату, к тому же нигде в мире руководители не получают меньше подчиненных. Однако он не стал уточнять, какую разницу в зарплате руководителей и подчиненных он считает справедливой.

Добавим, за десятилетия нахождения Путина у власти Россия достигла высокого уровня социального неравенства. В 2019 году журнал Forbes насчитал в России 100 долларовых миллиардеров. В мире Россию по этому показателю превосходят только США, Китай, Германия и Индия, пишет Inopressa со ссылкой на Handelsblatt.

Одновременно в последние годы в России значительно выросло количество бедных. По данным Росстата, за чертой бедности (то есть с доходами ниже прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда - 12 тысяч 130 рублей) живут 19 миллионов россиян (почти 13% населения).

Накануне в рамках того же проекта "20 вопросов Владимиру Путину" президента спросили о бизнес-климате в России и его отношении к предпринимателям. Интервьюер Андрей Ванденко сказал, что ему кажется, будто Путин "воспринимает бизнесменов как жуликов по определению". Президент заявил, что "под этим есть определенные основания", пояснив, что весь так называемый малый бизнес в течение 2000х годов был связан с торговлей. На уточняющий вопрос ("То есть я правильно понял, торгаш - жулик?"), Путин ответил утвердительно.

Президент также заявил, что бизнес-климат в России улучшается и по сравнению с 2000-ми объем инвестиций вырос в разы. "У нас инвестиции были в начале 2000-х, по-моему, если на доллары мерить, миллиард долларов. Потом на десятки пошло. Сейчас уже прямых инвестиций у нас свыше 540 миллиардов", - сообщил он. Также Путина спросили о громких делах против бизнесменов. Ходорковского президент назвал жуликом, а дело Калви по существу обсуждать не стал. "Что касается Калви, ну сейчас правоохранительные органы, суд разбирается", - пояснил он. На замечание интервьюера о том, что за ситуацией с инвесторами в России наблюдает Запад, Путин ответил, что "нужно посмотреть на то, что мы сами делаем, без всякого Запада, без Востока". "Мы сами с усами", - заявил президент.

В 2013 году Путин поручил правительству обеспечить принятие ключевых показателей эффективности. Достижение KPI должно учитываться при определении зарплаты руководства госкомпаний и принятии кадровых решений. Правительство должно было выполнить поручение к 1 января 2015 года.

Однако в итоге выяснилось, что нормативный правовой акт, закрепляющий статус KPI, не был установлен, а проект распоряжения правительства о совершенствовании системы применения целевых показателей для усиления стимулов менеджмента к повышению эффективности и достижению долгосрочных целей компаний не был принят. Кроме того, Минэкономразвития не провело анализ эффективности применения KPI, и не привлекло к ответственности руководителей 24 акционерных обществ и 19 ФГУП, не обеспечивших утверждение KPI.

Кроме того, известно, что госкомпании по-прежнему могут принимать решения о выплате вознаграждений топ-менеджерам по своему усмотрению. Это связано с размытостью формулировок в методических указаниях и сохраняющейся возможностью обосновать те или иные выплаты без четкой привязки к достигнутым значениям KPI.

По словам экспертов, система KPI существует во всех госкомпаниях, но большинство их предпочитают не раскрывать информацию о вознаграждениях конкретных топ-менеджеров. Поэтому установить KPI и взаимосвязь между ними и доходами руководства практически невозможно.