По факту крушения поезда "Невский экспресс" Москва-Петербург в Новгородской области возбуждено уголовное дело по статье "терроризм". Генпрокуратура подтвердила, что поезд сошел с рельс в результате взрыва самодельного взрывного устройства (СВУ), заложенного в 30 метрах от моста. На месте происшествия осталась воронка полтора на полтора метра, обнаружены металлические предметы, входившие в СВУ, а также провода, протянутые на 5 метров от рельс. Точно такая же схема была использована 12 июня 2005 года при подрыве поезда Грозный-Москва в Озерецком районе Московской области.
Вечером во вторник заместитель генерального прокурора РФ Александр Бастрыкин подтвердил журналистам: следствие рассматривает различные версии крушения поезда в Новгородской области, одна из которых - теракт.
По данным РИА "Новости", мощность взрыва составляла до 2 кг в тротиловом эквиваленте, хотя изначально говорили о "малой мощности" и 250 граммах. РЖД сообщает, что из-за теракта повреждено 800 м железнодорожного полотна. 25 человек были госпитализированы, в том числе три человека в критическом состоянии.
- В деле о подрыве появились подозреваемые, составлены фотороботы
- Вертолет прилетевшего на место прокурора приземлился на оборудование канала "Россия"
- Патрушев связал взрыв поезда и теракты на Кавказе
- Свидетельства очевидцев
- Эксперты: взрыв прогремел под второй секцией локомотива
- Теракт связали со взрывом поезда Грозный-Москва
- Трое пострадавших в критическом состоянии
- Поезда пустили в объезд
- Движение восстановят в течение суток
- В Петербурге усилены наряды милиции
- СПРАВКА: поезд №166
Погибших в результате теракта нет. Имена пострадавших опубликованы на сайте МЧС. А РЖД публикует список пассажиров поезда согласно выкупленным билетам.
В прокуратуре отметили, что избежать более серьезного ЧП удалось чудом: благодаря тому, что поезд следовал на большой скорости, а также правильным действиям машиниста, который применил торможение, сообщает "Фонтанка.ру". В результате аварии первый от локомотива вагон оказался сдавлен, два опрокинулись под откос, и еще два легли на бок. Отметим также, что состав подорвали после того, как локомотив проехал мост. Если бы был взорван поезд, следовавший из Петербурга, вагоны летевшего на большой скорости состава попадали бы в реку.
В понедельник в 21:38 по московскому времени на перегоне Бурга - Малая Вишера Октябрьской железной дороги произошла авария, в результате которой с рельсов сошли электровоз и 12 вагонов поезда №166. В результате аварии пострадали 60 человек, 25 были госпитализированы. Трое в тяжелом состоянии госпитализированы в больницу Малой Вишеры, близ места аварии, позже их перевезли в Петербург. Еще трое пострадавших в критическом состоянии доставлены в Великий Новгород.
Ранее пресс-служба РЖД сообщила, что, по предварительным данным, авария поезда произошла в результате подрыва пути самодельным взрывным устройством. До последнего момента оговаривались: точно установить, была ли это самодельная бомба, можно будет после проведения первичных взрывотехнических экспертиз образцов, взятых на месте аварии.
Рабочие, ремонтирующие пути на месте аварии пассажирского поезда Москва-Петербург, говорят, что там обнаружена воронка - полтора на полтора метра.
Президент "Российских железных дорог" Владимир Якунин, находившийся в Сибири, вылетел на место аварии. Рабочую поездку в Сочи прерывает и министр транспорта РФ Игорь Левитин. Рано утром он направляется на место ЧП.
Специальные телефоны "горячей линии" открыты в Москве и Санкт-Петербурге. Родственники пассажиров, находившихся в потерпевшем крушение составе, могут обращаться по телефону в Санкт-Петербурге: (812) 436-88-13 и в Москве: (495) 545-44-19. Кроме того, РЖД опубликовала и телефон оперативного штаба - (812) 768-44-28.
Теракт связали со взрывом поезда Грозный-Москва
"Интерфакс" со ссылкой на источник в оперативно-следственной группе сообщил, что на месте теракта найдены электрические провода (так называемая "лапша"). Точно такая же схема была использована 12 июня 2005 года при подрыве поезда Грозный-Москва в Озерецком районе Московской области.
Задержанные за это преступление в настоящий момент ожидают решения суда. Тогда злоумышленники заминировали железнодорожное полотно и привели в действие взрыватель через замыкание аналогичных проводов и автомобильного аккумулятора, которые были подсоединены к самодельному взрывателю.
Свидетельства очевидцев: "Хорошо, что успели проскочить мост"
В момент взрыва поезд двигался на скорости порядка 130 километров в час. По словам пострадавших, сначала поезд начало трясти, после чего последовал хлопок. В этот момент те, кто находились в середине состава, почувствовали, что вагоны как будто провисли. Локомотив и первые три вагона после хлопка по инерции еще продолжали движение, а средние – 5, 6 вагоны и вагон-ресторан - стали заваливаться набок. Проводники, которые не один год работают на этом маршруте, потом признавались, что стали прощаться с жизнью, так как на их памяти такое произошло в первый раз, сообщает "Фонтанка.ru".
Машинист поезда и пассажиры говорят, что слышали хлопок перед тем, как произошла авария. "Авария произошла сразу после того, как поезд проследовал через мост... Многие говорят, что слышали хлопок", - рассказала по телефону одна из пассажирок поезда.
После того, как поезд остановился, пассажиры выскочили из вагонов. Работники поездной бригады сразу же стали вытаскивать из упавших вагонов людей, хотя многие и сами были травмированы. К ним присоединились мужчины-пассажиры. Пострадавшие в большинстве своем получили ушибы и порезы от разбившихся оконных стекол.
"Хорошо еще, что мы успели проскочить мост, - рассказала изданию одна из пострадавших. - Иначе состав упал бы в речку. Нам два часа пришлось простоять в лесу, пока нас не забрали на машинах местные жители. Спасибо им большое. Первыми на место прибыли "скорые". Потом милиция. Нам ничего не объяснили. Мы добрались до станции, а потом уже сели в электричку".
Другим пассажирам начальник поезда сообщил, что произошел теракт. "Он сказал: что-то взорвалось под локомотивом, – рассказал другой пассажир "Невского экспресса". – Ближайшая трасса от места крушения была в 600 метрах. В основном, добраться до станции помогали местные жители. Потом уже ДПС организовала доставку на машинах и автобусах".
Свидетели отмечают, что только чудом можно объяснить то, что никто не погиб. Все вагоны сошли с рельсов. "Вагоны при падении вспахали землю как трактором. Рельсы выворочены. Шпалы вырваны. От двух вагонов даже колеса местами отлетели", - цитирует издание запись в "Живом журнале".
Экспертиза: взрыв прогремел под второй секцией локомотива
Эпицентр взрыва, повлекшего за собой сход с рельсов "Невского экспресса", находился под второй секцией локомотива на расстоянии 30 метров от путепровода, по направлению к которому двигался поезд, сообщил "Интерфаксу" во вторник источник в оперативно-следственной группе, работающей на месте.
Ссылаясь на мнение экспертов, собеседник агентства предположил: "По всей видимости, террористы рассчитывали на то, что после подрыва поезд рухнет с путепровода и это повлечет за собой максимальные последствия".
"В настоящий момент установлено, какое именно взрывчатое вещество использовали террористы, однако в интересах следствия эта информация пока не разглашается. Также уже известно, каким образом бомба приводилась в действие", - рассказал источник.
По его данным, в результате взрыва по четному пути образовалась воронка диаметром 2 метра и глубиной 0,7 метра, нарушен габарит нечетного пути. "В негабарите на момент прибытия специалистов находилось 6 вагонов. Хвостовая часть поезда находилась в 50 метрах за мостом. По четному пути разрушен полностью путь на мосту в 40 метров, 750 метров пути и 50 метров несущего троса. По нечетному пути повреждено 170 метров со сдвигом рельсов со шпальной решетки на 1 метр в сторону откоса", - рассказал источник.
Все это дает основания следствию предположить, что террористический акт был тщательно спланирован.
Первоначально рассматривалась версия, что взрывное устройство находилось в самом поезде, однако в дальнейшем стало понятно, что оно было заложено на путях, сообщил источник.
Рассматривается несколько версий, включая индивидуальный террор. "Вполне возможно, что террористический акт мог быть направлен конкретно против кого-то из пассажиров, следующих в этом поезде. В то же время рассматриваются версии и причастности к террористическому акту праворадикальных организаций", - отметил собеседник агентства.
Кроме индивидуального террора, а также причастности к взрыву экстремистских праворадикальных организаций рассматривается также и некий "кавказский след", однако, по словам оперативников, эта версия не стоит в числе лидирующих позиций.
Трое пострадавших в критическом состоянии
По данным "Российских железных дорог", на поезд "Невский экспресс" был продан 231 билет. Бригада поезда состояла из 20 человек. В пресс-релизе компании говорится, что за медицинской помощью обратились 60 человек, 25 человек были отправлены в больницы, в том числе трое - в критическом состоянии.
Три человека, получившие тяжелые ранения при крушении поезда номер 166 "Москва-Санкт-Петербург", позже были направлены в больницы Великого Новгорода, передает ИТАР-ТАСС.
Пострадавшие, доставленные ранее в Маловишерскую центральную районную больницу, отправлены в город на Неве, сообщили в пресс-центре Главного управления по делам ГО и ЧС по Новгородской области. В результате схода поезда с рельсов пострадали 60 человек, госпитализированы 25.
Подавляющее большинство пострадавших - это жители Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей. Среди травмированных - один подросток. "14-летняя девочка получила гематому затылочной области, также пострадала ее мама", - отметили в МЧС. Среди раненых - также один житель Уфы.
По последним данным, состояние только трех пассажиров "Невского экспресса" оценивается как тяжелое. У большинства пострадавших - ушибы и травмы, не представляющие угрозы для их жизни.
После аварии движение поездов по этой ветке было парализовано. Десять поездов сообщением Санкт-Петербург - Москва, которые находились в пути во время аварии пассажирского поезда "Невский экспресс" в Новгородской области, направили в объезд через Чудово, Новгород, Дно и Бологое. Задержка в пути составляет от шести до восьми часов.
Октябрьская железная дорога не намерена отменять пассажирские поезда, следующие в сторону Москвы, - все они идут в обход по маршрутам-дублерам. Такие трассы проложены по территориям Псковской и Новгородской областей, сообщил ИТАР-ТАСС начальник пассажирской службы дороги Василий Голубцов.
Так, около 30 составов идут в обход через станции Шушары - Дно. В южном направлении поезда следуют через станции Кошта и Александров. Задержка в пути может составить от 6 до 8 часов. Часть маршрутов проходит через станции Бологое, Псков, Ржев. Скорректированная схема движения будет действовать до завершения ремонтно-восстановительных работ на аварийном участке. "По крайней мере, до сегодняшнего вечера", - отметил собеседник.
Днем во вторник (в 15 часов) РЖД открыли техническое движение поездов по нечетному пути в Новгородской области. Однако пассажирские поезда пока будут продолжать следовать обходными маршрутами. Пока же по первому пути в сторону Москвы проследовала электричка без пассажиров.
В Петербурге усилены наряды милиции
Сотрудники Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте переведены на усиленный режим несения службы с 22:00 понедельника в связи с аварией в Новгородской области пассажирского поезда.
На месте теракта организована работа оперативного штаба из числа сотрудников УФСБ, прокуратуры, транспортной милиции, территориальных отделов внутренних дел.
По данным пресс-службы, сотрудники транспортной милиции осуществляют охрану места происшествия, "проводится отработка станций, перегонов и населенных пунктов на участке Москва - Санкт-Петербург, пассажиров и подвижного состава для установления очевидцев, свидетелей и обстоятельств происшествия".
На Московском вокзале Петербурга увеличено количество нарядов из числа сотрудников транспортной милиции, в том числе транспортного ОМОНа для обеспечения охраны общественного порядка в связи с прибытием пострадавших, а также в связи с общей задержкой прибытия и отправления поездов ближнего и дальнего следования, говорится в сообщении пресс-службы.
Скоростной поезд №166 Москва-Петербург "Невский экспресс" отправляется из Москвы в 19:08 и прибывает в Санкт-Петербург в 23:51. Время в пути - 4:43. Специально для "Невского экспресса" был модернизирован чешский электровоз ЧС-200. В отличие от электропоезда ЭР200, у которого все вагоны (кроме головных) являются моторными, Невский Экспресс состоит из электровоза ЧС200 и пассажирских вагонов производства Тверского вагоностроительного завода, сообщает сайт Wikipedia.
Купе рассчитано на шесть пассажиров. По площади оно больше, чем в вагонах обычного формата. Каждое купе оборудовано двумя видеомагнитофонами и несколькими радиопрограммами. Впервые в одном из вагонов есть купе для инвалидов.
Электровоз ЧС200 - чехословацкий пассажирский электровоз постоянного тока, тип 200. Цифра 200 в обозначении серии указывает, что максимальная скорость локомотива в эксплуатации равна 200 км/ч. С такой скоростью на равнинном профиле электровоз может везти состав из 12-14 пассажирских вагонов.
Электровоз ЧС200 представляет из себя двухсекционный локомотив. Каждая секция имеет кузов сварной конструкции с несущей рамой. Кузов опирается на две двухосные тележки помощью люлечного подвешивания. Секции соединены жесткой сцепкой-тягой. Кабины машиниста оборудованы кондиционерами. На пультах машиниста находятся клавиши, соответствующие скорости движения 0, 15, 20, … 180, 200 км/ч. Нажатие соответствующей клавиши определяет необходимую скорость, поддерживаемую в автоматическом режиме. Практически же, как и многие электронные устройства, на железных дорогах СССР эта система работать отказывалась, и ее пришлось ликвидировать.
Первый (опытный) образец ЧС200-002 прибыл в депо Ленинград-Пассажирский-Московский Октябрьской железной дороги в конце 1975 года. В 1979 году заводами Шкода была изготовлена серия из 10 электровозов ЧС200 (заводской тип 66Е1), в конструкции которых был учтен опыт испытаний двух первых электровозов со скоростями до 220 км/ч. На ЧС200 второй партии, получивших номера с 003 по 012, была изменена форма кабин машиниста, электровоз стал короче на 1080 мм, и на него поставили новые токоприемники.
Технические данные:
Осевая формула - (2О-2О)+(2О-2О)
Вес в рабочем состоянии - 156 т
Часовая мощность ТЭД - 1050 кВт
Сила тяги часового режима - 22130 кгс
Скорость часового режима - 135,9 км/ч
Длительная мощность ТЭД - 1000 кВт
Сила тяги длительного режима - 20800 кгс
Скорость длительного режима - 137,8 км/ч
Конструкционная скорость - 220 км/ч