Чеченский правозащитник, считавшийся похищенным, жив и вернулся домой
Архив NEWSru.ru
Чеченский правозащитник, считавшийся похищенным, жив и вернулся домой
 
 
 
Чеченский правозащитник, считавшийся похищенным, жив и вернулся домой
Архив NEWSru.ru

В Чечне освобожден известный чеченский правозащитник и юрист Махмуд Магомадов, помогавший жертвам репрессий подготавливать дела для Европейского суда в Страсбурге. "Вчера мне позвонили и сообщили радостную новость - Махмуд Магомадов освобожден и вернулся домой", - сообщила в понедельник председатель правозащитной организации Московская Хельсинкская группа Людмила Алексеева.

"Никакой спецоперации по его освобождению не было, он просто вернулся домой", - сказала Алексеева, отметив, что подробности ей пока неизвестны, сообщает "Интерфакс".

С вечера 20 января 49-летний Махмуд Магомадов был захвачен около дома своего знакомого в Грозном группой вооруженных лиц в камуфляже. Наличие небольших частных автомобилей и люди, говорившие между собой по-чеченски, - все это заставляло предположить, что он был похищен кадыровцами.

Через три дня после его похищения представитель местной прокуратуры пришел к его жене, беременной на третьем месяце, и сказал, что Махмуда освободили, а ей необходимо подписать одну бумагу, чтобы закрыть следствие. Но Махмуд так и не появился. "Если такая известная личность как Махмуд Магомадов, который ездил в Страсбург и Женеву, чтобы разоблачать случаи нарушения прав человека, может так легко исчезнуть, то завтра подобное может случиться с любым из нас", - считают многие чеченские активисты.

Дипломированного юриста, бывшего заместителя прокурора Грозного, Махмуда Магомадова нынешняя чеченская администрация неоднократно приглашала вернуться к исполнению своих обязанностей в прокуратуре, рассказывают его родные, но он каждый раз отказывался. "Как я могу работать с теми людьми, которых несколько лет назад обвинял в совершении преступлений", - пояснял он.

Как писала через десять дней после похищения французская газета Liberation, похищению Махмуда предшествовали несколько визитов милиции в помещения, занимаемые чеченскими неправительственными организациями. Это заставляет опасаться, что российские власти сегодня приступили к новому этапу "нормализации" в Чечне - устранению свидетелей, которые по-прежнему осмеливаются разоблачать преступления российских силовиков в Чечне.

"Беда в том, что мы тут не способны что-либо сделать, - говорит Руслан Бадалов, председатель Чеченского комитета Национального спасения, где работал Махмуд. - Не существует никакого местного суда, на который можно было бы положиться".

С 2000 года Магомадов консультировал ряд правозащитных организаций, включая Международную Хельсинкскую федерацию, Центр международной защиты и Чеченский комитет национального спасения. Он также участвовал в подготовке нескольких дел к рассмотрению в Европейском суде по правам человека. В середине 1990-х годов Магомадов возглавлял официальную рабочую группу по борьбе с похищениями людей в Чечне.