Татарстан, 10 июля 2011 года
МВД по Республике Татарстан
Татарстан, 10 июля 2011 года Татарстан, 10 июля 2011 года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Татарстан, 10 июля 2011 года
МВД по Республике Татарстан
 
 
 
Татарстан, 10 июля 2011 года
МВД по Республике Татарстан
 
 
 
Татарстан, 10 июля 2011 года
МВД по Республике Татарстан
 
 
 
Татарстан, 10 июля 2011 года
МВД по Республике Татарстан

После катастрофы теплохода "Булгария", унесшей свыше ста жизней, по-прежнему неясно, будут ли наказаны капитаны двух судов, прошедших мимо места крушения. Поначалу на них гневно обрушились и чиновники, и общественность. Однако новые подробности, свидетельства участников спасательной операции и мнения экспертов показывают, что в этом деле все далеко не однозначно. Возможно, два капитана ни в чем не виноваты.

Когда 10 июля "Булгария" затонула в Куйбышевском водохранилище, мимо выплывших на поверхность людей прошли сухогруз "Арбат", принадлежащий астраханской компании-банкроту "Скал-АПК", а также буксир-толкач "Дунайский-66" казанской фирмы "Основа - Строительные Ресурсы". Выжившие пассажиры "Булгарии" пытались подать "Арбату" сигнал: один из людей снял майку, ее привязали к веслу и начали махать импровизированным флагом в воздухе. Но сухогруз все равно ушел вверх по Волге. Затем в том же направлении проследовал "Дунайский-66" с двумя баржами.

Капитан буксира в своем рапорте, текст которого накануне опубликовали в газете, сообщил: он не мог быстро отцепить баржи и развернуться, чтобы прийти на помощь, но сообщил о крушении по радиосвязи. Более того, капитан уже спешившего к месту катастрофы туристического судна "Арабелла" Роман Лизалин велел "Дунайскому-66" не вмешиваться в происходящее, чтобы не затруднить спасательную операцию, а двигаться дальше.

Сам Лизалин подтвердил в интервью, что команда буксира ни в чем не виновата. "Он, конечно же, пытался оказать помощь, стал останавливать движение, - заверил капитан "Арабеллы". - Он запросил меня, хотя в той ситуации я, наоборот, попросил его отойти с места аварии, потому что он мог затруднить нам поисковую операцию. И потом, из-за низких маневренных качеств того судна это все происходило бы очень медленно. Уже могла и не понадобиться его помощь, потому что мы быстро, оперативно подняли всех из воды, а он к тому моменту еще и шлюпки не успел бы спустить".

Капитан "Арабеллы" и эксперты согласны: остановить судно - "это целая история"

В беседе с "Московским комсомольцем" Лизалин высказался и по поводу действий капитана второго судна - сухогруза: "Арбат" шел сильно впереди нас, он лишь просматривался в бинокль. Возможно, крушение "Булгарии" произошло уже за ним, и он его просто не заметил". "Хотя если видел и пошел дальше, это, конечно, преступление, - признал капитан. - "Дунайский-66" был ближе и, подчеркиваю, предпринял попытки оказать помощь... Я ему лично передал, чтобы он отошел в сторону, потому что мое судно могло действовать гораздо быстрее, а буксир бы только мешался".

"Во-первых, суда могли действительно не заметить крушения "Булгарии", - соглашается главный редактор журнала "Корабел" Николай Ивакин. - Во-вторых, остановить плавсредство на воде - целая история. Даже у автомобиля есть тормозной путь. Огромный груженый буксир тормозил бы километра 3-4. А вот передать информацию о крушении по радио они были обязаны и, думаю, так и поступили. Это максимум в такой ситуации. Ведь эти два судна могли и сами сесть на мель, сбиться с фарватера".

В интернете многие сразу после катастрофы требовали максимально сурово наказать двух капитанов. "Циники, нравственные уроды и моральные импотенты", - так или похожим образом о них отзывались многие интернет-пользователи на форумах и в блогах, услышав про брошенных в беде людей.

Но вскоре в Сети развернулась ответная кампания - в защиту речников. Блоггер Иван Бескудников (takedzo-smm), который сам ходил на аналогичных судах, написал: "Меня буквально до зубовного скрежета бесят сетевые хомяки-идиоты, с умным видом и большим пафосом рассуждают о вине капитанов с двух судов (танкер и толкач-баржа), проходивших мимо места катастрофы и не оказавших помощь потерпевшим людям".

"Для организации помощи в спасательных работах танкеру необходимо сбавить ход, отправить часть экипажа к месту трагедии, необходимо безопасно для других судов встать на якорь или поддерживать нулевую скорость машинами (в зависимости от того, куда он шел, вверх или вниз). А без части экипажа сделать это невозможно, - объясняет takedzo-smm. - Толкачу с баржей еще труднее оказывать помощь в спасательных работах".

В то же время Бескудников вспоминает слова о том, что выживших после затопления "Булгарии" якобы снимали на телефоны пассажиры теплохода "Метеор", проходившего мимо (напомним, об этом рассказала аниматор "Арабеллы" Светлана Алексеева агентству "Татар-Информ"). "Пассажиры "Метеора", фотографирующие и снимающие на видео потерпевших бедствие людей - уроды и нелюди, - соглашается автор заметки. - Но! От**битесь уже от капитанов! Они вообще не при делах".

Как бы то ни было, против капитанов сухогруза и буксира по распоряжению главы Следственного комитета России уже возбудили уголовные дела. Их действия могут быть квалифицированы по статье 270 УК РФ - "Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие". Обоим грозят крупные штрафы или лишение свободы на срок до двух лет. Имена капитанов при этом не называются.

А еще до возбуждения уголовного дела вполне в духе возмутивших блоггера-речника "сетевых хомяков" выступил министр транспорта Игорь Левитин, гневно осудивший капитанов буксира и сухогруза. "Причины, что они якобы не могли подойти, изменить курс и так далее, в этой ситуации не работают. Мы примем все необходимые меры законодательного порядка к тому, чтобы с этими капитанами поступить очень сурово", - пообещал глава Минтранса РФ.

Пассажир "Арабеллы": "Они могли бы попытаться, это нужно было сделать"

И хотя постфактум вина капитанов "Арбата" и "Дунайского-66" уже не кажется столь очевидной, некоторые участники трагических событий на Волге продолжают считать, что эти люди поступили аморально.

"Мы видели, два корабля прошли навстречу нашему кораблю, - рассказал пассажир "Арабеллы" Николай Лаптев в интервью "Русской службе новостей". - Они не останавливались там, насколько я понимаю. Спасательную операцию проводил именно экипаж корабля "Арабелла".

"На мой взгляд, я не специалист, кто раньше, кто увидит, они могли бы попытаться это сделать, это нужно было сделать, - заявил Лаптев. - Раз они проходили мимо на встречном движении, они не могли не видеть этих ботов! Этого невозможно не видеть".