Конституционный суд Российской Федерации вынес вердикт по запросу депутатов Госдумы, касающегося юрисдикции Европейского суда по правам человека на территории РФ
Города и Страны
Конституционный суд Российской Федерации вынес вердикт по запросу депутатов Госдумы, касающегося юрисдикции Европейского суда по правам человека на территории РФ При этом в суде подчеркнули, что РФ по-прежнему остается под юрисдикцией Страсбургского суда
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Конституционный суд Российской Федерации вынес вердикт по запросу депутатов Госдумы, касающегося юрисдикции Европейского суда по правам человека на территории РФ
Города и Страны
 
 
 
При этом в суде подчеркнули, что РФ по-прежнему остается под юрисдикцией Страсбургского суда
Global Look Press
 
 
 
Тем не менее, согласно вердикту КС, Конвенция о защите прав и свобод человека или, к примеру, основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ подлежат реализации только при условии высшей юридической силы - Конституции РФ
Архив NEWSru.ru

Конституционный суд Российской Федерации вынес вердикт по запросу депутатов Госдумы, касающемуся юрисдикции Европейского суда по правам человека на территории РФ. Согласно решению суда, некоторые постановления ЕСПЧ отныне могут не исполняться - в случае, если они противоречат Конституции России, передает "Интерфакс".

"Россия в порядке исключения может отступить от исполнения возлагаемых на нее обязательств, если такое отступление является единственным возможным способом избежать нарушения основополагающих конституционных принципов", - говорится в вердикте КС.

При этом в суде подчеркнули, что РФ по-прежнему остается под юрисдикцией Страсбургского суда. Тем не менее, согласно вердикту КС, Конвенция о защите прав и свобод человека или, к примеру, основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ подлежат реализации только при условии высшей юридической силы - Конституции РФ.

При этом приоритет международного права над национальным, по мнению КС РФ, не обязателен, так как, согласно Венской конвенции, участником которой является Россия, устанавливаются "общие правила толкования договора, которые предусматривают в том числе, что договор должен толковаться добровольно и добросовестно".

Заметим, что в Конституции РФ особо оговорена недопустимость имплементации международных договоров, участие в которых может повлечь за собой какие-либо посягательства на основы конституционного строя РФ.

Вопрос исполнения или неисполнения решений ЕСПЧ властями РФ возник после того, как был вынесен приговор по делу ЮКОСа. В начале июля, фактически в день исполнения решения ЕСПЧ по ЮКОСу, члены Госдумы и Совета Федерации попросили Конституционный суд закрепить превосходство Основного закона над решениями ЕСПЧ.

В качестве примеров несоответствия вердиктов ЕСПЧ российской Конституции были приведены: дело "Анчугов и Гладков против России", по которому ЕСПЧ в 2013 году вынес постановление и признал нарушенными избирательные права заключенных, отбывающих наказание, которых, по Основному закону, заключенные в РФ не имеют; прошлогоднее решение по жалобе НК "ЮКОС", согласно которому Страсбургский суд постановил выплатить акционерам нефтяной компании 1,87 млрд евро в качестве компенсации за незаконно взысканные с них штрафы. КС при этом подтверждал законность норм Налогового кодекса, по которым компания и ее руководство привлекались к ответственности.

Интересно, что в Кремле не считают нужным закреплять преимущество Конституции над ЕСПЧ: представители президента, Генпрокуратуры, МИДа и Минюста настаивали, что для удовлетворения запроса нет никаких оснований, поскольку в настоящее время у российской стороны нет обязательств исполнять решения ЕСПЧ, противоречащие Конституции.

Постановление ЕСПЧ о выплате акционерам ЮКОСа 1,9 млрд евро по их жалобе против России было принято 31 июля 2014 года. Россия обжаловала его в конце октября 2014 года, однако ЕСПЧ эту жалобу отклонил, и 16 декабря 2014 года решение все же вступило в силу.

Претензии ЮКОСа к России не исчерпаются суммой в 1,9 млрд евро. В июле 2014 года Третейский суд в Гааге обязал Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию в 50 млрд долларов. 15 января 2015 года истек срок, когда Россия могла выплатить назначенную Гаагским судом сумму без процентов. Теперь ей начисляются проценты в размере 2,6 млн долларов в день. По данным СМИ, уже накапали проценты почти на 360 млн долларов. В конце мая акционеры попросили содействия у Запада, чтобы истребовать эту сумму.