Москва-реку у Кремля скоро можно будет перейти вброд
Архив NEWSru.ru
Москва-реку у Кремля скоро можно будет перейти вброд По мнению инженеров "Мосэнерго", в качестве альтернативы реке в случае аварии можно использовать водопроводную воду, которой должно хватить и для выработки всеми ТЭЦ необходимой энергии, и для промышленного водозабора
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Москва-реку у Кремля скоро можно будет перейти вброд
Архив NEWSru.ru
 
 
 
По мнению инженеров "Мосэнерго", в качестве альтернативы реке в случае аварии можно использовать водопроводную воду, которой должно хватить и для выработки всеми ТЭЦ необходимой энергии, и для промышленного водозабора
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Руководство городского предприятия "Мосводоканал", которого возможные неполадки с деревянными трубами коснутся в первую очередь, пока никак не реагируют на зловещие предсказания федерального ГУПа
Архив NEWSru.ru

По мнению руководства федерального государственного унитарного предприятия "Канал им.Москвы", у российской столицы есть реальный шанс лишиться одного из своих титулов - звания порта пяти морей. Построенный еще в 30-х годах в районе Тушина-Сходненской ГЭС уникальный деревянный трубопровод диаметром 5 метров, который наполняет Москву-реку, находится на грани полного разрушения. Если городские и федеральные ведомства не договорятся о финансировании ремонта коммунального антиквариата, Москва-река может превратиться в маленький ручеек глубиной около метра.

Сходненская ГЭС построена в 1937 году вместе со всеми сооружениями Канала имени Москвы. Она необходима для частичной компенсации затрат на перекачку воды из Волги в Москву-реку. ГЭС - единственная станция на канале, которая помимо непосредственных своих функций выполняет роль трубопровода, перекачивая воду из Химкинского водохранилища в Москву-реку. Вода, поставляемая Сходненской ГЭС, наполняет Москву-реку на 80%.

"Ситуация для города складывается очень опасная, - считает главный инженер ФГУП "Канал имени Москвы" Владимир Чаадаев. - Сходненская ГЭС находится в ужасном состоянии, и в любую минуту ее трубопровод может развалиться. А запасного нет - дублирующая труба лопнула еще в прошлом году".

Трубопровод построили в 30-х годах заключенные ГУЛАГа, стянув деревянные брусья гигантскими стальными обручами по принципу обычной бочки. Его ремонтировали лишь один раз - в середине 60-х, тогда были заменены все деревянные конструкции. Но теперь они снова пришли в негодность, сообщает "Известия".

Согласно заключению экспертов, проводивших обследование 8 лет назад, крайний срок эксплуатации деревянных труб закончился еще в 2000 году. "Последний звонок" прозвенел прошлой зимой: в сильные морозы лопнул точно такой же, дублирующий трубопровод. Чудом не смыло Сходненскую ГЭС и пару жилых районов. Уцелевшая труба протекает, как решето. Сейчас состояние ухудшается. Лед рвет старое дерево, и когда труба лопнет, неизвестно. Пробивающиеся фонтанчики могут превратиться в колоссальный поток - 35 кубометров в секунду", - рассказал Чаадаев.

Основная опасность для столицы - не затопление, а катастрофическое падение уровня в Москве-реке. Вода Химкинского водохранилища, расположенного ниже уровня Москвы-реки, поступает через деревянную трубу на плотину Сходненской ГЭС, а оттуда - в Москву-реку.

"Если произойдет подобная авария, - прогнозирует Чаадаев, - то Москву-реку в районе Кремля можно будет перейти вброд. В этом случае большинство предприятий в черте города лишится водозабора и встанет. Авария эта коснется и ТЭЦ, снабжающих москвичей теплом и горячей водой. Помимо этого любое судоходство по реке будет прекращено. Притом что ремонт трубопровода может продлиться несколько месяцев".

На сегодняшний день ФГУП "Канал имени Москвы" уже разработал техническую часть будущей реконструкции Сходненской ГЭС, пишет "Известия". Новый трубопровод будет стальным и защищенным от всех вредных воздействий. Его разрабатывают, учитывая все неполадки старого сооружения. Предположительно новая система проработает без ремонта не менее 40-50 лет. Но пока все упирается в деньги. Для капитального ремонта трубопровода необходимо 130 млн рублей. Для сравнения: одна транспортная развязка в районе пересечения Волоколамского шоссе и Канала имени Москвы обошлась городскому бюджету в 4,5 млрд.

"Мосэнерго", компания, отвечающая за работоспособность всех столичных ТЭЦ, подобный вариант развития событий полностью отрицает. "В случае такой аварии будут предприняты все меры для ее устранения, - прокомментировал угрозу катастрофы пресс-атташе "Мосэнерго" Михаил Коротков. - Москвичей мы не бросим, и в самые короткие сроки подача тепла и электроэнергии будет восстановлена".

По мнению инженеров "Мосэнерго", в качестве альтернативы реке в случае аварии можно использовать водопроводную воду, которой должно хватить и для выработки всеми ТЭЦ необходимой энергии, и для промышленного водозабора.

Однако во ФГУП "Канал имени Москвы" мнение специалистов "Мосэнерго" ставят под большое сомнение. "Это невозможно, - убежден Чаадаев, - такая авария устраняется не за один день, а как минимум за несколько месяцев. А водопроводная вода также не вечна, к тому же ее напора не хватит для нормальной работы ТЭЦ".

Правда, во ФГУПе не отрицают существования запасных вариантов. Так, например, есть возможность направить в Москву-реку воду из Рублевской ГЭС, которая используется для подачи воды в водопровод. А на нужды водопровода качать воду через северные и восточные водоразделы. Но подобная операция все равно растянется на несколько недель и потребует колоссальных финансовых затрат.

Руководство городского предприятия "Мосводоканал", которого возможные неполадки с деревянными трубами коснутся в первую очередь, пока никак не реагируют на зловещие предсказания федерального ГУПа. В пресс-службе "Мосводоканала" отказались дать комментарий и прогноз возможного развития событий на Москве-реке, сославшись на то, что "Сходненская ГЭС не входит в структуру "Мосводоканала".

У федерального речного канала, как выяснилось, проблемы не только с одной Сходненской ГЭС. В критическом состоянии находятся и несколько столичных плотин. "По речному пути из Москвы в Рязань расположены несколько очень ветхих плотин конструкции XIX века (в Софьине, Северке и Фаустове), - сообщили во ФГУП "Канал имени Москвы". - И если хотя бы одна из них прикажет долго жить, тогда, дабы сократить давление на всех вышестоящих плотинах, придется распределить воду равномерно по всей протяженности бассейна. И это тоже скажется на уровне Москвы-реки. Подобный случай уже произошел 10 лет назад, когда плотина Кузьминского гидроузла пришла в негодность. Тогда нам на семь лет пришлось остановить судоходное движение по Оке".

На постройку новых плотин взамен трех вышедших из строя понадобится еще 1,5 млрд руб. Пока руководители ФГУП "Канал имени Москвы" надеются на финансовую помощь федерального бюджета.

В критическом состоянии находится и сам канал имени Москвы

Главная водная магистраль столичного региона - канал имени Москвы - находится в критическом состоянии. Первые гидротехнические сооружения возводились ровно 70 лет назад. Как утверждают в руководстве канала, бетон, из которого они построены, отслужив почти три срока, обветшал и утратил прочность. В случае обрушения плотин и шлюзов густонаселенным районам Подмосковья грозит затопление, сообщают "Вести".

"Пироговская плотина находится в аварийном состоянии. Колоссальные опасения вызывает у нас Сходненская ГЭС в центре Москвы", - говорит генеральный директор ФГУП "Канал им. Москвы" Николай Дорофеев.

10-й шлюз Перервинского гидроузла, поддерживающего уровень Москвы-реки в черте города, начал разрушаться еще весной прошлого года. Это грозило отрезать Южный порт от Оки и ставило под вопрос навигацию в низовьях Москвы-реки.

Всю навигацию этого года часть стены шлюза, 200-тонный монолит, висел на сваях-подпорках. Однако, по словам специалистов, если грядущая зима будет суровой, шлюз может "поплыть" и сложиться, как карточный домик.

Идеальный вариант - замена всех гидросооружений канала, для чего пришлось бы повторить грандиозную стройку 30-х годов, - практически неосуществим. Остается латать дыры по мере их появления, но даже на это, по словам генерального директора канала, денег катастрофически не хватает. "Цена вопроса - 60-70 млн рублей. Для Москвы это небольшие деньги, если учесть, что речь идет об избежании критических ситуаций", - считает Николай Дорофеев.