Президент РФ Дмитрий Медведев встретился во вторник с руководством Российской академии наук (РАН) и представителями научного сообщества в рамках открывшейся во вторник научной сессии Общего собрания РАН, чтобы поговорить о развитие фундаментальной науки в
Вести
Президент РФ Дмитрий Медведев встретился во вторник с руководством Российской академии наук (РАН) и представителями научного сообщества в рамках открывшейся во вторник научной сессии Общего собрания РАН, чтобы поговорить о развитие фундаментальной науки в
 
 
 
Президент РФ Дмитрий Медведев встретился во вторник с руководством Российской академии наук (РАН) и представителями научного сообщества в рамках открывшейся во вторник научной сессии Общего собрания РАН, чтобы поговорить о развитие фундаментальной науки в
Вести

Президент РФ Дмитрий Медведев встретился во вторник с руководством Российской академии наук (РАН) и представителями научного сообщества в рамках открывшейся во вторник научной сессии Общего собрания РАН, чтобы поговорить о развитии фундаментальной науки в России.

На встрече Медведев высказал мнение, что в сфере внедрения инноваций в России ничего существенного не происходит, успехов нет, сообщает ИТАР-ТАСС. "Тема для нашей страны такая же вечная, потому что мы об этом говорим, наверное, последние лет 15. Однако каких-то вдохновляющих успехов, если говорить откровенно, не добились", - подчеркнул Медведев. (Прим. NEWSru.ru: Владимир Путин в качестве премьера пришел к власти 10 лет назад: очевидно, эта критика в значительной степени относится к нему.)

- От РАН требуют заняться "русским Леонардо" и его миллиардными чудо-фильтрами

"Перепробовали массу самых разных рецептов, различные организационно-правовые формы, использовали новые законы для этого, обсуждали в различных форматах. Но если говорить откровенно, пока ничего существенного не совершили с точки зрения внедрения инноваций в обычную повседневную практику создания основ инновационной экономики", - сказал президент.

Он отметил, что "у нас, конечно, много прекрасных исследований и блестящих открытий". "Но тот разрыв, который существовал между стадией исследовательских работ и их коммерциализацией, их внедрением в прикладную сферу, он, к сожалению, пока остается", - сказал глава государства, предложив академикам обсудить эту тему. Медведев заявил о готовности "обсуждать любые вопросы".

Президент напомнил о своем недавнем Послании Федеральному собранию. "Мы обязаны поднять страну на принципиально новую ступень развития, на более высокую ступень развития нашего общества", - сказал Медведев. Он считает, что "основной рычаг - это, конечно, модернизация, причем, речь идет о модернизации по сути всей нашей жизни". "Но если говорить о технологической модернизации, то она прежде всего должна ориентироваться на использование инноваций", - заключил глава государства.

Президент РАН Юрий Осипов в ходе встречи предложил Медведеву обсудить эту проблему в "узком составе". "Можете приехать ко мне "узким кругом", в режиме диалога, менее публичного, мы поговорим по душам", - ответил Медведев.

Он поблагодарил руководство РАН за представленную ему программу основных направлений технологического прорыва, включающий 169 проектов. "Вне всякого сомнения, по нему надо определяться", - сказал Медведев. В то же время он заметил, что "ни по одному из проектов не предложено формы международной кооперации". "Надо обсудить эту тему и восполнить этот недостаток", - подчеркнул президент РФ.

Медведев: мы не должны дать нас "развести" на "антиуглеводородной" теме

Президент призвал ученых "спокойно относиться" к так называемой "антиуглеводородной" теме на проходящей в Копенгагене конференции ООН по изменению климата.

В ходе состоявшейся во вторник беседы с учеными, вице-президент РАН Николай Лаверов высказал мнение, что в Копенгагене, который Медведев посетит 17-18 декабря, "острие направлено против нефти и газа, так как мы являемся носителями этого бизнеса". По мнению академика, существующие технологии альтернативных источников энергии "пока далеки от того, чтобы стать эффективными", но определенные круги мирового бизнеса "могут нанести вред поискам новых источников нефти, газа, сланцев".

Медведев сказал в ответ, что "к антиуглеводородной теме мы должны спокойно относиться, но в то же время не должны дать нас "развести" на этом". Он отметил, что "ничего хорошего не получится", если борьба за снижение эмиссии парниковых газов превратиться в "охоту на ведьм" в отношении стран, владеющих углеводородными ресурсами.

Лаверов также высказал мнение, что в Копенгагене дискуссией движут не только научные идеи, но и в определенной степени "политические принципы и коммерческие цели". Медведев согласился с академиком, отметив, что "здесь переплетается огромное количество интересов, кроме научных подходов густо замешана политика, начали ассоциироваться бизнес-интересы".

В то же время, по мнению президента, "бизнес в этой ситуации является положительным фактором, так как обычно он мысли прагматично". "Если бизнес будет создавать энергоэффективную экономику, он будет вносить сюда здравомыслящие тенденции", - сказал Медведев.

Он также считает, что ситуация в дискуссиях в Копенгагене отличается от прогнозировавшегося в прошлом десятилетии электронного коллапса - т.н. "проблемы-2000", когда некоторые эксперты предрекали выход из строя компьютерных систем. "Эта тема довольно любопытна. На ней было заработано много денег. Когда стрелки часов уже перешли 2000 год, ничего не произошло. Но деньги заработали и поделили", - подчеркнул глава государства.

Медведев отметил, что "выбор между вопросами ограничения эмиссии парниковых газов и развитием экономики, естественно, проходит по линии внедрения современных технологий, энергоэффективной экономики". "И это для нас безусловный приоритет независимо от того, как мы относимся к текущим климатическим изменениям - считаем ли мы их драматическими или же считаем, что ничего нового не происходит и это обычные циклические колебания, которые никак не сказываются на ситуации на планете", - сказал президент.

Россия должна заниматься и альтернативной, и углеводородной энергетикой

По мнению Медведева, России при создании новых источников энергии не следует забывать и об углеводородной энергетике. "Нам не нужно паниковать, нам не нужно бросаться в крайности, нам не нужно говорить, с одной стороны, о том, что "все пропало", с другой стороны, нельзя ничего не делать", - заявил Медведев.

По его словам, "нам необходимо находиться в том мэйнстриме изменений, которые происходят во всех странах, и постараться при помощи этих мер (энергосберегающих) решить наши экономические проблемы, в том числе создать энергоэффективную экономику". Медведев отметил, что вне зависимости от того, какова природа происходящих климатических изменений на планете, "то, что мы, Россия, сейчас сделает, ей во вред не пойдет, а пойдет только на пользу".

Как сообщает "Интерфакс", президент отреагировал и на широко обсуждавшиеся некоторое время назад в Интернете сведения, полученные якобы из электронной переписки сотрудников центра климатических исследований в университете Восточной Англии, которые дискутировали о том, насколько антропогенная деятельность оказывает влияние на глобальное потепление и является ли она основной причиной изменения климата.

По словам Медведева, тема изменения климата и, в частности вопрос о сокращении парниковых газов, в настоящее время сильно разогрета, и он сомневается, что это связано исключительно с научными соображениями. "Во всем этом я уже чувствую привкус денег, иначе бы так рьяно этим не занимались", - сказал президент РФ.

"Если бы речь шла просто об общенаучной дискуссии, такого глубокого погружения в материал со стороны мировых лидеров, которые не являются учеными, у них другие, практические задачи, - этого бы не было. А раз это так, значит мы имеем дело и с большой политикой, и с большими деньгами, и в то же время с угрозой, на которую нам надо будет отвечать всем вместе", - добавил он.

Академик Израэль призвал не зацикливаться только на сокращении парниковых газов

Директор Института глобального климата и экологии Юрий Израэль на встрече с президентом РФ предложил не зацикливаться на сокращении парниковых газов, а созвать представительную международную конференцию, на которой ученые могли бы всесторонне обсудить проблемы климата.

"На такой конференции необходимо выслушать разные точки зрения. Сверхужасов от потепления мы не ждем, но полностью проблему оставить нельзя", - высказал свою точку зрения академик Израэль.

Он считает далеко не оптимальным выбранный для решения проблемы путь - сокращение выброса парниковых газов, который, в частности, будет обсуждаться на конференции в Копенгагене. "Это традиционный, длительный и дорогой путь", - убежден Израэль. По его оценке, если будет использоваться этот "единственный способ, то понадобятся 19 триллионов долларов и века, чтобы достичь стабилизации".

Медведев доволен: он поедет в Копенгаген, получив в РАН богатую основу для защиты позиции РФ

Дмитрий Медведев выразил удовлетворение в связи с чем, что ему перед отъездом на климатический саммит ООН в Копенгагене удалось в стенах РАН получить богатую на аргументы основу для эффективной защиты позиции России.

Выслушав острые доклады академиков Николая Лаверова, Юрия Израэля и высказывания президента РАН Юрия Осипова, высказавших тревогу в связи с "искусственной и антинаучной политизацией" темы глобального потепления, президент сказал: "Я очень доволен, что я здесь эту тему здесь поднял".

"У нас вместо таких достаточно сухих выступлений возникла короткая дискуссия. Теперь я с большей ответственностью и подготовленностью буду выступать в Копенгагене. Смогу процитировать разные позиции, которые я услышал в стенах родной академии наук", - отметил он.

По мнению Медведева, "это неплохо, это помогает ориентироваться, потому что действительно эта тема настолько сейчас разогрета, что многие мои коллеги, лидеры других очень крупных стран, очень так активно ими занимаются и летают на огромные расстояния только для того, чтобы поговорить об этом вопросе".

При этом президент РФ в целом, признал потенциальную обоснованность тревоги академиков, опасающихся, что Россию под благородным предлогом борьбы с глобальным потеплением, могут втянуть в "чужую политическую игру" против ее жизненных интересов как державы, крупнейшей в мире, в том числе, по углеводородному потенциалу.