Сенсационную версию стремительной казни иракского диктатора Саддама Хусейна выдвинул один из виднейших специалистов по Ближнему Востоку, экс-глава МИД РФ Евгений Примаков
Reuters
Сенсационную версию стремительной казни иракского диктатора Саддама Хусейна выдвинул один из виднейших специалистов по Ближнему Востоку, экс-глава МИД РФ Евгений Примаков США долгое время вели с Хусейном "двойную игру", поддерживая его в войне против Ирана и закрывая глаза на зверства режима внутри страны
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Сенсационную версию стремительной казни иракского диктатора Саддама Хусейна выдвинул один из виднейших специалистов по Ближнему Востоку, экс-глава МИД РФ Евгений Примаков
Reuters
 
 
 
США долгое время вели с Хусейном "двойную игру", поддерживая его в войне против Ирана и закрывая глаза на зверства режима внутри страны
Архив NEWSru.ru
 
 
 
А когда расклад изменился, диктатор попросту не сориентировался, заявил Примаков в интервью программе "Вести недели". Казнили Саддама, не дав последнего слова, чтобы он не выдал американские секреты
CNN

Сенсационную версию стремительной казни иракского диктатора Саддама Хусейна выдвинул один из виднейших специалистов по Ближнему Востоку, экс-глава МИД РФ Евгений Примаков. США долгое время вели с Хусейном "двойную игру", поддерживая его в войне против Ирана и закрывая глаза на зверства режима внутри страны. А когда расклад изменился, диктатор попросту не сориентировался, заявил Примаков в интервью программе "Вести недели". Казнили Саддама, не дав последнего слова, чтобы он не выдал американские секреты.

За несколько дней до начала войны в Ираке Примаков привез в Багдад послание от Владимира Путина с призывом к Саддаму добровольно уйти в отставку. Саддам отказался. Евгению Примакову запомнилась загадочная фраза, которую бросил вслед выходящему из зала иракскому лидеру его ближайший соратник Тарик Азиз. "Он вслед ему сказал, - вспоминает Примаков, - что проживем 10 лет, и тогда вы увидите, кто был прав - наш великий президент или вы. Я тогда не придал этому значения, но сейчас я думаю, может быть, он опять-таки верил в то, что его сохранят, и еще через 10 лет он будет играть какую-то роль в Ираке".

Эту веру, по версии Евгения Примакова, Саддаму внушали сами американцы. Хитрую игру, по его мнению, Америка вела с Хусейном с 1979 года. Когда в соседнем Иране произошла исламская революция, новый режим объявил Америку главным врагом, посольство США было захвачено, Вашингтону срочно понадобился союзник в регионе. Им стал Ирак во главе с Хусейном, который повел с Ираном войну.

И США очень ощутимо помогали Саддаму в той войне: "Ему давали не только оружие, ему давали расположение иранских войск, снимки сателлитов американских и так далее. Все он получал. И ЦРУ ему передавало данные". Приезжал в Ирак и Дональд Рамсфельд, экс-глава Пентагона, при котором началась война в Ираке. А тогда Рамсфельд представлял Соединенные Штаты на Ближнем Востоке и не гнушался пожимать руку Саддаму. "Ту самую руку, которая за несколько месяцев до этого подписала указ о расправе над 148 жителями шиитской деревни Эд-Дуджейль, где на Саддама было совершено покушение, - утверждает Примаков. - Саддам не подозревал, что однажды его самого как раз по обвинению в этих расстрелах и повесят. Своему союзнику в борьбе с Ираном американцы спускали с рук многое, в том числе и массовые репрессии против мятежных курдов с применением газов".

Напомним, в той войне Ирак применял химическое оружие, и Примаков утверждает, что иракская армия действовала по наводке США. "Тогда американцев это не коробило, кстати говоря".

В итоге "у Саддама сложился менталитет абсолютно точный, что иногда его могут чуть-чуть окунуть, но не утопят до конца. И еще раз он уверился в этом, когда Буш-старший, разгромив его армию в Кувейте, не пошел на Багдад и не пошел на свержение режима", - подчеркивает Примаков.

Саддаму, по мнению Евгения Примакова, до последнего внушали, что жизнь ему сохранят: дали статус военнопленного, а военнопленных не казнят, убедили подать апелляцию, хотя он суда вообще не признавал, открыли новый процесс - уже по делу о применении химоружия против курдов. Американцам, казалось, было выгодно судить Саддама долго и основательно.

"И вдруг неожиданно в день тот, когда он даже не ожидает этого дела, его будят ночью, одевают, приводят и вешают. Мне кажется, что это все сделано для того, чтобы не дать ему сказать последнее слово. Он мог бы его сказать, показав всю эту игру. А если бы он все это сказал, я вас уверяю, очень было неловко сидеть в кресле президента нынешнему президенту Соединенных Штатов", - уверен Примаков.

Намекают на это и конгрессмены-демократы. "Главный вопрос: не была ли столь поспешная казнь попыткой избежать тщательного расследования контактов между людьми, работавшими и работающими в правительстве Соединенных Штатов, и Саддамом в то самое время, когда он совершал свои преступления? Такое расследование необходимо провести", - заявил член Конгресса от Демократической партии Деннис Кусинич.

В США утверждали, что оружие массового поражения из Ирака вывез Примаков

У США тоже есть претензии к Примакову. Так, в начале 2006 года бывший замминистра обороны США генерал Джон Шоу заявил, что накануне падения режима Саддама Хусейна российские спецслужбы тайно вывезли из Ирака имевшееся в распоряжении Багдада оружие массового уничтожения. По словам генерала, активное участие в операции принимал нынешний глава Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков, а выявить "российский след" в исчезновении тайного оружия Саддама американским спецслужбам помогли британские и украинские разведчики и дипломаты.

Сенсационное заявление прозвучало на "Саммите разведок" (Intelligence Summit), прошедшем в городе Александрия под Вашингтоном. Шоу выступал одним из первых и сразу огорошил слушателей сенсационным заявлением: по словам генерала, американские спецслужбы не нашли в Ираке оружия массового уничтожения (ОМУ) не потому, что его не существовало в природе, а потому, что незадолго до войны его вывезли из страны сотрудники российских спецслужб. К такому выводу он пришел в результате самостоятельного расследования, которое начал еще в 2003 году в Багдаде, куда генерал прибыл после падения режима Саддама Хусейна в апреле.