Президент России Дмитрий Медведев заявил, что за трагедию, связанную с затоплением судна "Булгария" на Волге, должны ответить все структуры, которые ответственны за этот туристический процесс, передает "Интерфакс".
"Это значит, что не только те, кто просто штампует документы, не стрелочники, а должны ответить те, кто организовали туристический круиз", - заявил Медведев в пятницу на специальном совещании, посвященном трагедии.
Он подчеркнул, что наказание должно быть таким, чтобы "в следующий раз любое лицо, независимо от должностного ранга, понимало, что должно будет ответить за выход такого судна в море не только дисциплинарно, но и уголовно, и эта уголовная ответственность должна быть весьма ощутимой".
Президент считает, что "необходимо выяснить не только прямые причины того, что произошло - а это более или менее сегодня понятно, но предотвратить подобного рода катастрофы на будущее". "Это дело не только правительства, но и правоохранительных органов", - заключил Медведев.
- Медведеву доложили о трех уголовных делах и задержанных
- Уволен директор Казанского порта, выпустивший судно в рейс
- Капитанов, не оказавших помощь теплоходу, вызовут на суд чести
- Ространснадзор выдал лицензию "АргоРечТуру" без проверок
- "Булгария" летом 2011 года незаконно выполнила пять круизов
- Каюты в техпомещениях устроили незаконно
- Близнеца "Булгарии" омолодили по документам на 40 лет
Президент сказал, что "ни за год, к сожалению, и ни за несколько лет мы не сможем поменять весь парк речных и морских судов". "Это сложный, дорогостоящий объект. Откровенно говоря, за 20 лет не было выпущено ни одного нового судна и не закуплено, но это не значит, что все структуры, кто отвечает за выпуск судна, могут просто проштамповать документы", - сетует Медведев.
Подчеркнув, что уголовную ответственность должны нести все, он отметил, что поэтому "следствие должно проводиться самым тщательным образом и опираться на результаты сложной комплексной проверки". "Речь идет о проверке всего нашего речного флота: о состоянии лицензии, о продаже билетов, необходимых разрешениях на проведение туристической деятельности и целого ряда сопряженных с этой трагедии обстоятельств, которые прямо или косвенно повлияли на ее возникновение", - подчеркнул глава государства.
"Я надеюсь, следствие будет проведено самым тщательным образом", - обратился он к участникам совещания. Именно для этого, по его словам, "и была создана такая крупная следственная группа".
Уволен директор Казанского пассажирского порта, выпустивший судно в рейс
Приказом генерального директора ОАО "Судоходная компания "Татфлот" Валерия Воронина от 15 июля 2011 года уволен директор филиала предприятия "Казанский пассажирский порт" Рашид Сафин. Согласно приказу, текст которого распространила пресс-служба президента Татарстана, Сафин привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения согласно ст. 81 п. 10 Трудового кодекса Российской Федерации.
Воронин распорядился досрочно расторгнуть трудовой договор от 1 октября 2010 года с Сафиным 15 июля. Как отмечается в приказе, он издан в связи с "однократным грубым нарушением директором филиала "Казанский пассажирский порт" обязанностей по организации пассажирских перевозок на территории пассажирского порта Казани" - выпуском из речного порта Казани судна "Булгария" в туристический рейс без информирования уполномоченного государственного органа по диспетчеризации флота.
Ространснадзор выдал лицензию "АргоРечТуру" без проверок
Приволжский транспортный прокурор выявил нарушения в работе Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора, признавшего компанию "АргоРечТур" готовой к перевозке пассажиров на "Булгарии", передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на официального представителя Генпрокуратуры России Марину Гридневу.
Начальнику Волжского управления Петру Комкову внесено представление об устранении нарушений. "Поводом для этого послужили нарушения, допущенные Волжским управлением при проверке документов ООО "АргоРечТур", обратившегося 25 мая за лицензией на право перевозок пассажиров. Установлено, что 1 июня ведомство издало акт о готовности соискателя к соблюдению требований и условий при перевозках пассажиров. Однако фактически проверка ООО "АргоРечТур" и, в частности, судна "Булгария", не проводилась", - сообщила Марина Гриднева.
"Булгария" летом 2011 года незаконно выполнила пять круизов
Представитель Генпрокуратуры РФ также заявила, что субарендатор теплохода "Булгария" - компания "АргоРечТур" - незаконно организовал летом 2011 года пять круизов судна по различным маршрутам.
"Должностные лица Казанского линейного УВД на транспорте не выявили и не пресекли своевременно безлицензионную деятельность субарендатора дизельэлектрохода "Булгария" - ООО "АргоРечТур", незаконно выполнившего в июне-июле 2011 года пять круизов по различным маршрутам", - сказала она в пятницу журналистам.
Каюты в технических помещениях "Булгарии" устроили незаконно
Технические помещения теплохода "Булгария" документально в жилые не переводились с момента постановки корабля на учет в 1955 году, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на Российский речной регистр. Но в четверг стало известно, что ряд технических помещений в трюме "Булгарии" был переделан под каюты.
"Назначение помещений в герметичном корпусе пассажирского теплохода "Булгария" не изменялось с момента постройки за все время нахождения судна на учете Российского речного регистра с 1955 года. При проведении ремонтов судна перевод технических помещений в жилые, в том числе при проведении работ по улучшению условий проживания пассажиров, не производился", - говорится в сообщении ведомства.
Близнеца "Булгарии" омолодили по документам на 40 лет
Транспортные прокуроры Приволжского транспортного региона по поручению президента РФ и заданию Генпрокуратуры проверили более 40 судов, находящихся в рейде, в том числе паромы и суда на воздушной подушке, сообщает в пятницу Приволжская транспортная прокуратура.
"В ходе проверок выявлены многочисленные нарушения транспортного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности, нарушения требований, предъявляемых к техническому состоянию судов, исправления в регистрационных документах, отсутствие на судах установленных законом документов, нарушения трудового законодательства и др.", - говорится в сообщении.
В частности, Татарский транспортный прокурор выявил ложные данные о дате постройки судна в свидетельстве о праве собственности на дизель-электроход "Петр Алабин", выданном 29 апреля 2004 года Государственной речной судоходной инспекцией Волжского бассейна (правопреемник - Волжское УГМРН Ространснадзора).
"Согласно свидетельству, дата постройки - 1995 год, а на самом деле - 1955 год", - говорится в сообщении. Кроме того, прокурорская проверка установила, что 10 июля 2011 года судно вышло в рейс по Куйбышевскому водохранилищу реки Волга с неисправной радиолокационной станцией "Донец-2" и при отсутствии свидетельства об испытаниях детских спасательных жилетов.
В прокуратуре напомнили, что в связи с этим 13 июля прокурор направил в Вахитовский районный суд Казани иск к ФБУ "Волжское Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" и судовладельцу с требованиями о запрете эксплуатации судна "Петр Алабин" до устранения угрожающих безопасности нарушений, а также до получения документов, содержащих достоверные сведения о технических характеристиках судна.
"Одновременно с предъявлением иска в суд направлено заявление о запрете эксплуатации судна до вынесения решения по делу", - отметили в транспортной прокуратуре. Приволжская транспортная прокуратура продолжает проведение проверок в сфере перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, подчеркнули в ведомстве.
Ранее сообщалось, что генеральный прокурор РФ Юрий Чайка поручил всем транспортным прокурорам провести проверки исполнения законодательства при освидетельствовании судов, правомерности выдачи разрешительной документации, а также осуществлении органами Ространснадзора контрольных и надзорных полномочий за соблюдением законодательства о внутреннем водном транспорте.
Капитанов, не оказавших помощь теплоходу, вызовут на суд чести
Союз транспортников России намерен разобраться с предприятиями, которым принадлежат корабли, не оказавшие помощи терпящим бедствие пассажирам с затонувшего теплохода "Булгария", сообщил журналистам президент Союза Виталий Ефимов.
"С руководителями этих компаний будем разбираться - как они дошли до того, что их капитаны не оказали помощи в такой ситуации", - сказал Ефимов. Он отметил, что вне зависимости от обстоятельств, капитаны должны были "бросить якорь, бросить шлюпки, бросить команду за борт и спасать".
"Они нарушили закон и кодекс речного флота, в котором есть не только моральное, но и законное требование принять все возможные меры для сохранения жизни пассажиров, и только потом думать о своей собственной. Мы не нуждаемся в таких капитанах", - сказал он
"Мы им спуску не дадим. Если мы объявим бойкот, им мало не покажется", - пригрозил Ефимов. Бойкот может выразиться, например, в том, что Союз транспортников "попросит грузовладельцев не заключать с ними контракты", пояснил он. Глава Союза уточнил, что бойкот рассматривается в качестве крайней меры: "Посмотрим сначала, что скажет Следственный комитет. Мы также создадим свою команду профессионалов, которая изучит ситуацию. Так что это как крайняя мера".
"Но то, что мы их на суд чести вызовем, это точно", - сказал Ефимов.
Напомним, ранее сообщалось о том, что в рамках расследования уголовного дела о крушении теплохода "Булгария" следствие поручило задержать капитанов судов, не оказавших помощь тонущему теплоходу "Булгария". Они будут доставлены в Казань для проведения следственных действий. Речь идет о капитане судна "Арбат" Юрии Тучине и капитане судна "Дунайский 66" Александре Егорове.
Ранее один из пассажиров Николай Чернов рассказал о том, что после того, как теплоход потерпел крушение и люди, находившиеся на плотах в воде, ожидали помощи, мимо проплыли два судна.
"Мы махали им, но они не остановились. Нас спасла лишь "Арабелла", - отметил Чернов. "Главной причиной этой катастрофы, на мой взгляд, стала жажда наживы. Именно этим можно объяснить то, что судно вышло в рейс с неработающим двигателем и креном. Экипаж должен был отказаться от рейса и поступил бы в соответствии с кодексом речного транспорта. Но за этот рейс они получили почти полмиллиона рублей", - рассказал Виталий Ефимов.
"Больше всего я боюсь, что сейчас органы следствия найдут стрелочника, а ведь на самом деле причины этой трагедии кроются не в ошибке конкретного человека", - отметил он.
"Вообще у таких катастроф не бывает какой-то одной причины. Я могу так говорить, потому что прошел путь от водителя до министра транспорта России. Ни в одной катастрофе не бывает так, чтобы все решила какая-то одна причина", - констатировал Виталий Ефимов.
Глава Союза транспортников России также предложил запретить крупным компаниям передавать в аренду и субаренду небольшим фирмам речные пассажирские суда старше 25 лет: "Сейчас если у крупного предприятия есть старое судно, от которого больше издержек, чем дохода, предприятие может его списать, а можно передать какой-то маленькой компании".
"Мы эту лазейку планируем прикрыть, чтобы они списывали корабли, если не готовы их дальше содержать", - пояснил Ефимов. Он заметил, что в отличие от крупных компаний, владеющих не менее чем 20 кораблями, небольшие перевозчики как правило не имеют ни финансовых, ни профессиональных ресурсов для поддержания технического состояния кораблей.
"Наше предложение - не передавать в аренду и субаренду суда старше 25 лет", - сказал Ефимов. По его словам, накануне это предложение поддержал министр транспорта РФ Игорь Левитин. Сейчас около 70% речных пассажирских судов сосредоточено в крупных предприятиях, уточнил Ефимов.