Россия и Белоруссия после бойкотирования президентом Александром Лукашенко саммита ОДКБ не только не собираются решать возникший "мясо-молочный" конфликт мирными способами, но и готовят взаимные меры по дальнейшему противостоянию
kremlin.ru
Россия и Белоруссия после бойкотирования президентом Александром Лукашенко саммита ОДКБ не только не собираются решать возникший "мясо-молочный" конфликт мирными способами, но и готовят взаимные меры по дальнейшему противостоянию В воскресенье в Москве лидеры ОДКБ подписали соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР)
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Россия и Белоруссия после бойкотирования президентом Александром Лукашенко саммита ОДКБ не только не собираются решать возникший "мясо-молочный" конфликт мирными способами, но и готовят взаимные меры по дальнейшему противостоянию
kremlin.ru
 
 
 
В воскресенье в Москве лидеры ОДКБ подписали соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР)
kremlin.ru
 
 
 
Москва готовит новую экономическую атаку на Минск - на этот раз газовую
Архив NEWSru.ru

Россия и Белоруссия после бойкотирования президентом Александром Лукашенко саммита ОДКБ не только не собираются решать возникший "мясо-молочный" конфликт мирными способами, но и готовят взаимные меры по дальнейшему противостоянию. По информации газеты "Коммерсант" Москва предпримет новую экономическую атаку на Минск - на этот раз газовую. А Белоруссия взамен подумывает ввести таможенный контроль на границе с Россией.

Напомним, что поводом для демарша Лукашенко на саммите ОДКБ стало решение Роспотребнадзора запретить поставки в РФ белорусской молочной продукции. В Белоруссии считают, что запрет молочных продуктов - ответ России на отказ признать независимость Южной Осетии и Абхазии, пишет InoPressa.Ru со ссылкой на ABC.

"Коммерсант" напоминает: еще в конце мая советник посольства РФ в Белоруссии по экономическим вопросам Андрей Кузнецов заявил, что Белоруссия расплачивается за российский газ не в полном объеме. Этот вопрос обсуждался Дмитрием Медведевым и Александром Лукашенко в декабре 2008 года. Тогда они договорились, что Белоруссия будет платить за газ по среднеевропейской цене с понижающим коэффициентом 0,8 за вычетом транспортных расходов и пошлины на экспорт.

- "Газпром" готовит иск к "Белтрансгазу"
- Белорусские эксперты едут в РФ договариваться о молоке

Однако в первом квартале 2009 года Минск оплатил поставки по прежнему тарифу, накопив таким образом долг перед "Газпромом" на сумму около 70 млн долларов.

В конце марта российская сторона разрешила Минску оплачивать российский газ по среднегодовой цене около 150 долларов за тысячу кубометров, а период окончательного расчета был перенесен на конец года. Однако юридически этот договор закреплен не был и остался только устной договоренностью. По информации "Коммерсанта", это обстоятельство Россия может использовать как инструмент дополнительного давления на Минск.

Как стало известно газете, за последние дни премьер-министры РФ и Белоруссии Владимир Путин и Сергей Сидорский провели два экстренных телефонных разговора. Что именно обсуждали главы правительств и чем закончились переговоры, не сообщается.

Минск готовит ответные меры

Но и в Минске уже начали подготовку к длительному противостоянию с РФ. Начальник пресс-центра госпогранкомитета Белоруссии Александр Тищенко накануне сообщил, что по поручению президента Лукашенко ведомство готовится к введению элементов пограничного и таможенного контроля на границе с Россией. По словам Тищенко, в случае необходимости пограничная и таможенная службы Белоруссии может выполнить поставленную перед ней задачу в самые краткие сроки.

Как пишет газета "Ведомости", в настоящее время таможенный контроль и оформление товаров из третьих стран, идущих через Белоруссию, существует с российской стороны границы, с белорусской никаких таможенных структур нет. Белоруссия, по информации издания, уже ужесточила режим досмотра на границе с Россией.

Комментируя эти меры, источник "Коммерсанта", близкий к российскому правительству, заявил, что давление Белоруссии на РФ в этой области бесперспективно, и Россия пойдет "до конца".

"Нелегитимное" для Минска ОДКБ

Напомним, что накануне Минск объявил нелегитимными принятые решения на саммите ОДКБ. Согласно уставу ОДКБ, решения организация принимает консенсусом, за исключением процедурных вопросов.

Как заявил пресс-секретарь МИД Белоруссии Андрей Попов, отказ Белоруссии от участия в московской сессии ОДКБ - "это не прихоть, и тем более не желание разрушить Организацию". Попов отметил, что "невозможность принять решение без консенсуса всех государств-участников ОДКБ очевидна".

По словам Попова, Белоруссия была вынуждена направить соответствующую ноту в секретариат ОДКБ лишь после того, как прозвучал ряд заявлений со стороны официальных представителей РФ о том, что неучастие Белоруссии в Совете коллективной безопасности должно быть проигнорировано и документы, вынесенные на рассмотрение московской сессии ОДКБ, могут быть одобрены и без участия Белоруссии.

Как напомнил Попов, причиной неучастия Белоруссии в сессии ОДКБ стало категорическое несогласие Белоруссии принимать решения ОДКБ, направленные на укрепление военно-политической безопасности, в условиях и до тех пор, пока "открыто подрывается экономическая безопасность одного из членов Организации, в данном случае - Республики Беларусь".

В понедельник стало известно, что белорусский МИД продолжает настаивать на нелегитимном, по мнению Белоруссии, характере подписанных на саммите ОДКБ документов. Как заявил журналистам пресс-секретарь МИД Белоруссии Андрей Попов, подписанные в Москве документы приобретут легитимный статус только после выражения согласия с ними белорусской стороны. Попов снова акцентировал внимание на том, что "основополагающим принципом ОДКБ является принцип консенсуса".

"Поэтому мы с уважением воспринимаем подписанные государствами- членами ОДКБ в ходе московской встречи 14 июня 2009 года документы. Одновременно белорусская сторона полагает, что они по своей юридической природе являются документами группы государств и не имеют статуса и силы решений Организации договора о коллективной безопасности", - сказал пресс-секретарь МИД Белоруссии.

Российская сторона еще накануне заявляла "Интерфаксу", что саммит ОДКБ стал результативным, а принятые документы вступили в силу и начали действовать.

Напомним, что в воскресенье в Москве лидеры ОДКБ подписали соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Документ включает в себя соглашение о Коллективных силах, решение Совета коллективной безопасности о составе КСОР. Кроме того, подписан документ о ходе выполнения решения Совета коллективной безопасности ОДКБ от 4 февраля 2009 года о КСОР. Медведев заявил, что при желании Белоруссия может присоединиться к Соглашению о создании КСОР.

В воскресенье белорусская делегация не приехала на саммит ОДКБ, объяснив свой шаг "экономической дискриминацией" со стороны России.

Медведев и МИД: Минск заблуждается, надо прекратить "истерику"

В МИД РФ уже заявили, что ссылка одного из государств ОДКБ на его неучастие в саммите не является правомерной, так как правило 14 процедуры органов ОДКБ не содержит терминов типа "неучастие", "отсутствие согласия" и таким образом все подписанные решения являются абсолютно легитимными.

Президент Медведев, комментируя демарш Минска, выразил надежду, что "эта мясо-молочная истерика не испортит в конечном счете работы по КСОР и для самой Белоруссии, потому что преимущества здесь совершенно очевидные". По словам Медведева, решение Белоруссии не участвовать в саммите ОДКБ ему "понятно не до конца".

"Все проблемы должны решаться в ходе консультаций, которые, строго говоря, с нашими белорусскими партнерами и велись, в том числе и по молочной теме. В такой ситуации обычно принято поступать по-партнерски. Что это означает? Неплохо бы трубку телефонную снять и позвонить. Так ведь не было этого сделано! Александр Григорьевич Лукашенко не звонил мне и не говорил, что он собирается принять решение о том, чтобы не приезжать", - заявил Медведев.

Высокопоставленный сотрудник администрации Медведева в беседе с "Коммерсантом" выразился еще более жестко: "У нас нет особого расстройства по поводу поведения Белоруссии. Видимо, кое-кому просто надоело быть президентом этой страны".