Госдума в третьем и окончательном чтении приняла в среду, 15 июня, законопроект об обложении зарубежных IT-компаний 18%-м налогом на добавочную стоимость (НДС) с продаж россиянам в интернете
© РИА Новости /Владимир Федоренко
Госдума в третьем и окончательном чтении приняла в среду, 15 июня, законопроект об обложении зарубежных IT-компаний 18%-м налогом на добавочную стоимость (НДС) с продаж россиянам в интернете Раньше онлайн-магазины вроде Google Play и Apple AppStore не платили НДС в России с покупок приложений, музыки и фильмов
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Госдума в третьем и окончательном чтении приняла в среду, 15 июня, законопроект об обложении зарубежных IT-компаний 18%-м налогом на добавочную стоимость (НДС) с продаж россиянам в интернете
© РИА Новости /Владимир Федоренко
 
 
 
Раньше онлайн-магазины вроде Google Play и Apple AppStore не платили НДС в России с покупок приложений, музыки и фильмов
Global Look Press
 
 
 
Закон о "налоге на Google" вступит в силу с 1 января 2017 года
Global Look Press

Госдума в третьем и окончательном чтении приняла в среду, 15 июня, законопроект об обложении зарубежных IT-компаний 18-процентным налогом на добавочную стоимость (НДС) с продаж россиянам в интернете книг, видеопродукции и оказания всего спектра электронных услуг, известный как закон о "налоге на Google", сообщается на сайте Госдумы.

Под действие закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ" попали продажи через интернет программного обеспечения, компьютерных игр, баз данных, музыки, книг, видео, а также оказание таких услуг в сети, как хостинг, регистрация доменов, услуги по размещению предложений о приобретении товаров, голосовые услуги, хранение и обработка информации. Все это будет теперь облагаться НДС.

Раньше онлайн-магазины вроде Google Play и Apple AppStore не платили НДС в России с покупок приложений, музыки и фильмов. В пояснительной записке к документу отмечается, что сейчас на российском рынке сложилась ситуация, при которой россиянам выгоднее приобретать этот контент у иностранных компаний, поскольку его стоимость не включает в себя этот налог.

Как уточняет "Интерфакс", к услугам в электронной форме не будет относиться реализация товаров, если их поставка осуществляется без использования интернета, продажа программ и баз данных на материальных носителях (софт в коробках), оказание услуг по предоставлению доступа к интернету.

Кроме того, как сообщал РБК, выведены из-под уплаты НДС оказание консультационных услуг по электронной почте, а также случаи, когда товар или услуга заказываются через интернет, а получаются офлайн. Отметим, что этот пробел недавно предложила ликвидировать Ассоциация компаний интернет-торговли, которая хочет обязать конкурентов из зарубежных компаний, чья выручка за три месяца превышает два миллиона рублей, платить НДС.

Закон о "налоге на Google" вступит в силу с 1 января 2017 года. Иностранным компаниям, в том числе организациям-посредникам, потребуется встать на учет в налоговой службе и платить налог на добавленную стоимость. Заявление о постановке на учет подается не позднее 30 дней со дня начала оказания услуг.

В законе установлено, что налоговый орган вправе снять организацию с учета при выявлении недостоверных сведений, содержащихся в заявлении о постановке на учет, при неуплате НДС в течение 12 месяцев, при непредставлении налоговой декларации по НДС в течение шести месяцев.

В документе прописано, как определять, является ли местонахождением покупателя Россия и будет ли сделка облагаться НДС. Местом совершения покупки будет считаться Россия, если выполняется одно из условий: покупатель живет в этой стране; номер его телефона имеет международный код России; банк, в котором открыт счет для оплаты услуг, располагается в России; IP-адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, находится в России.

Если Россия и другое государство по-разному определяют место нахождения покупателя, российский закон разрешает продавцу платить НДС по своему выбору по правилам страны или другого государства. Это "интересный и новый механизм", считает старший юрист юридической группы KPMG Андрей Грачев. Если российский гражданин приедет в Великобританию, подключит местный номер телефона и купит с российской банковской карты в Google Play российскую игру, законодатели Великобритании и России могут поспорить, в какой стране покупка должна облагаться налогом, пояснил РБК юрист.

Механизм регистрации иностранной организации без представительства в России для уплаты только лишь НДС - тоже новация налогового законодательства в нашей стране, указывает Андрей Грачев. Порядок уплаты НДС иностранной IT-компанией будет различаться в зависимости от того, с кем она работает, - с физическим лицом или юрлицом и индивидуальным предпринимателем.

Если компания продает физлицу услугу или товар, который облагается НДС, то НДС будет платиться в упрощенной форме без счетов-фактур, но с декларацией. А при сделке с предпринимателем или другой компанией налог будет оплачивать покупатель как налоговый агент (удерживается из выплат иностранной организации), добавляет Грачев. В тексте законопроекта установлена налоговая ставка 15,25%.

Существующие льготы по НДС, которые предусмотрены для российских компаний, законом сохраняются. "Иностранные компании, осуществляющие продажу в российской юрисдикции, но уклоняющиеся от регистрации, будут нести ответственность за незаконное предпринимательство. Косвенным следствием данной меры станет деофшоризация российских интернет-компаний, использующих иностранные юрисдикции для уклонения от налогов", - сообщил при рассмотрении поправок глава думского комитета по информационной политике Леонид Левин.

Документ был внесен в декабре депутатами Андреем Луговым из ЛДПР и Владимиром Парахиным из "Справедливой России". Сначала они предлагали облагать НДС и российские IT-компании, однако идею раскритиковали представители отрасли, и тогда российские компании убрали из документа.

Глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, один из авторов поправок к законопроекту, ранее заявил, что в 2017 году благодаря этому закону в бюджет поступит порядка 10 миллиардов рублей. Такую же цифру называл на заседании комитета Госдумы по бюджету 6 июня заместитель министра финансов Илья Трунин, уточнив, что "в дальнейшем суммы могут быть больше".