Международный секретариат правозащитной организации Amnesty International в ближайшее время рассмотрит вопрос о признании экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и Лебедева узниками совести
carriejonesbooks.com
Международный секретариат правозащитной организации Amnesty International в ближайшее время рассмотрит вопрос о признании экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и Лебедева узниками совести В Amnesty International заявили, что относятся к мнению российских деятелей культуры "с пониманием". "Amnesty International внимательно следит за процессом по делу Ходорковского и Лебедева
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Международный секретариат правозащитной организации Amnesty International в ближайшее время рассмотрит вопрос о признании экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и Лебедева узниками совести
carriejonesbooks.com
 
 
 
В Amnesty International заявили, что относятся к мнению российских деятелей культуры "с пониманием". "Amnesty International внимательно следит за процессом по делу Ходорковского и Лебедева
НТВ
 
 
 
В 2005 году Amnesty International отказалась признать Ходорковского узником совести на основании того, что организация не располагала убедительными свидетельствами преследования по политическим мотивам
НТВ

Международный секретариат правозащитной организации Amnesty International в ближайшее время рассмотрит вопрос о признании экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева узниками совести. Соответствующую просьбу правозащитникам направила группа из 45 человек, в том числе писателей, актеров, режиссеров, ученых и журналистов.

Обращение направлено в Лондон в штаб-квартиру Amnesty International через московское представительство этой правозащитной организации, сообщил во вторник "Интерфаксу" глава "Фонда защиты гласности" Алексей Симонов. Он рассчитывает, что "обращение уже оказалось на столе у руководства Amnesty International".

В Amnesty International заявили, что относятся к мнению российских деятелей культуры "с пониманием". "Amnesty International внимательно следит за процессом по делу Ходорковского и Лебедева. Мы в своих многочисленных заявлениях говорили о том, что в процессе много нарушений", - сказал журналистам глава московского офиса организации Сергей Никитин.

"Мы считаем, что нарушения, которые были засвидетельствованы нами во время второго процесса (по делу ЮКОСа), являются основанием для того, чтобы решение суда было отменено", - сообщил Никитин. По его словам, Amnesty International заявляла, что во время первого процесса по делу ЮКОСа был "политический контекст". При этом Ходорковскому и Лебедеву вменялось в вину нарушение законодательства, связанное с налогами.

В 2005 году Amnesty International отказалась признать Ходорковского узником совести на основании того, что организация не располагала убедительными свидетельствами преследования по политическим мотивам, однако признала наличие значительного "политического контекста" в его деле.

"У нас нет специалистов налогового профиля, мы не могли однозначно заявить, что все те обвинения высосаны из пальца", - ответил Никитин на вопрос о том, что мешало Amnesty International раньше признать Ходорковского и Лебедева узниками совести.

"Письмо 45-ти"

Как говорится в тексте обращения деятелей культуры в Amnesty International, "очевидная политическая мотивированность первого процесса давала все основания признать Михаила Ходорковского политическим заключенным". По мнению составителей письма, причиной второго суда над бывшим руководителем ЮКОСа явилась его публицистическая деятельность в заключении. "Эти выступления содержат не только анализ порочного, с точки зрения Ходорковского, политического и экономического курса нынешнего руководства Российской Федерации, но и предложения по его изменению", - считают подписавшиеся.

Они заявляют, что главной целью второго судебного процесса было не допустить выхода Ходорковского на свободу. "Мы полагаем, что любой человек, осужденный исключительно за высказывание своих убеждений, является узником совести, и именно поэтому просим вас пересмотреть свою позицию по отношению к Ходорковскому и признать за ним этот статус", - говорится в обращении, текст которого опубликован на сайте пресс-центра Ходорковского.

По мнению его авторов, признание Ходорковского и Лебедева узниками совести позволит привлечь к ним дополнительное общественное внимание.

Обращение, в частности, подписали писатели Борис Акунин, Борис Стругацкий, Людмила Улицкая, Аркадий Ваксберг, актеры и режиссеры Олег Басилашвили, Кама Гинкас, Сергей Юрский, Эльдар Рязанов, ученые Юрий Рыжов и Евгений Гонтмахер, журналисты Владимир Познер, Юрий Рост и Леонид Парфенов.

Защита Ходорковского намерена доказать "политическую подоплеку" его дела

Адвокат бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского Вадим Клювгант заявил, что как гражданин, считает обоснованной идею признания своего клиента узником совести, а, как юрист, намерен продолжать настаивать, что "дело Ходорковского" имеет политическую мотивацию.

"Я считаю, что для этого есть все основания. Очевидно, что уважаемые люди, представители интеллигенции продемонстрировали то, что является, на мой взгляд, бесспорным. И признается даже оппонентами", - заявил Клювгант во вторник "Интерфаксу".

При этом он подчеркнул, что поддерживает группу представителей российской общественности как гражданин, а как адвокат намерен сосредоточиться на защите своего клиента. "Наши дальнейшие действия лежат в юридической плоскости. Право любого человека, любой группы людей, общественности высказывать свою позицию. Я думаю, что здесь нет противоречий. Каждый должен своим делом заниматься", - сказал Клювгант.

Он отметил, что линия защиты, как и прежде, будет выстроена на том, что Ходорковский подвергается политическому преследованию. "Мы в рамках борьбы с этой расправой юридическими средствами говорили, говорим и будем говорить о ее политической мотивированности. В этом нет никакой новизны. Мы это делали с самого начала", - заявил адвокат.

По его мнению, деление на первое и второе дело Ходорковского является условным. "Я считаю, что в этом смысле нет ни первого, ни второго дела. Есть одна большая расправа, начавшаяся уже восемь лет назад. Она продолжается и конца ей не видно. Это политическая расправа. А деление на количество дел очень условно", - сказал Клювгант.