Новый президент Франции Николя Саркози должен начать диалог с Россией на совершенно новых началах, считает бывший чиновник из окружения главы ОАО РЖД Владимира Якунина
Euronews
Новый президент Франции Николя Саркози должен начать диалог с Россией на совершенно новых началах, считает бывший чиновник из окружения главы ОАО РЖД Владимира Якунина Тем не менее, российско-французский диалог в последние годы переживает период застоя, причины которого кроются в многочисленных стереотипах
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Новый президент Франции Николя Саркози должен начать диалог с Россией на совершенно новых началах, считает бывший чиновник из окружения главы ОАО РЖД Владимира Якунина
Euronews
 
 
 
Тем не менее, российско-французский диалог в последние годы переживает период застоя, причины которого кроются в многочисленных стереотипах
НТВ
 
 
 
И хотя Жак Ширак за годы своего президентства прослыл "другом России", ситуация в отношениях двух стран по-прежнему не определена: по сути, на смену марксистским догмам пришло дежурное выражение "не надо унижать Россию"
Euronews

Новый президент Франции Николя Саркози должен начать диалог с Россией на совершенно новых началах, считает российский политолог Александр Мельник. Два века спустя, как и при Николае I, Россия строится на трех столпах: патриотизме, сильном государстве и православии.

Сам Александр Мельник позиционирует себя как преподавателя геополитики во французской высшей школе управления в Нанси и бывшего дипломата, пишет французская Le Figaro. Николя Саркози наверняка будет по-особому относиться к России, поскольку является приверженцем концепции Mitteleuropa (Срединная Европа), уверен французский геополитик с российским прошлым. "Россия и Франция - два полюса Европы, которые будут вечно притягивать друг друга", - писал чешский писатель-диссидент Милан Кундера (полный текст на сайте InoPressa).

Тем не менее, российско-французский диалог в последние годы переживает период застоя, причины которого кроются в многочисленных стереотипах, считает Александр Мельник. Во времена "холодной войны" французские коммунисты присвоили себе право судить о России. В результате большевистская революция октября 1917 года была объявлена генетическим порождением Великой французской революции 1789 года. В результате Россией (СССР) можно было либо восторгаться, либо полностью отвергать с антикоммунистических позиций, как делали многие эмигранты.

В 1991 году коммунистический режим в России рухнул, что стало избавлением для великой нации, вставшей на путь к свободе. Однако интеллигенция, считает Мельник, продолжала оплакивать развал СССР как конец прекрасной утопии. Одновременно она сделала из могильщика призраков коммунизма Бориса Ельцина мужика-алкоголика, а из постсоветских реформ - апофеоз мафии. В результате образ России в глазах французского общественного мнения вновь заволокло туманом, утверждает бывший российский дипломат.

И хотя Жак Ширак за годы своего президентства прослыл "другом России", ситуация в отношениях двух стран по-прежнему не определена: по сути, на смену марксистским догмам пришло дежурное выражение "не надо унижать Россию".

Это означает, что в диалоге с Россией следует избегать болезненных тем и вопросов: о репрессиях в Чечне, сфабрикованном процессе над Михаилом Ходорковским, ущемлении средств массовой информации, энергетическом шантаже и корпоративном управлении.

"Не унижать Россию" в данном случае означает, что русским не стоит говорить правду, поскольку они, якобы по своей природе, не способны к свободной дискуссии и демократии. Таким подходом Франция оказывает России "медвежью услугу", унижая российские элиты, настроенные проевропейски. В результате в российском обществе ослабевает стремление к базовым ценностям "французской мечты". Мельник призывает увидеть Россию такой, какой она есть. И тогда станут видны три основных положения.

Прежде всего, в геополитическом и экономическом плане Россия переживает беспрецедентное развитие. Благодаря 7-процентному ежегодному росту экономики начиная с 2000 года, она приобретает все большую уверенность в собственных силах, претендуя на статус нового полюса глобализации. В XXI веке она стремится встать в один ряд с такими державами, как США, Китай и объединенная Европа. Для этого Россия использует свои козыри и, прежде всего, высокий спрос на энергоносители. Не случайно, что .российские корпорации "Газпром", "Роснефть", "Северсталь", "Русал" – все активнее подчиняют ировые рынки.

Одновременно преодолев кризис своей идентичности, Россия примиряется со своей тысячелетней историей. По мнению Мельника, такое примирение, как и 200 лет назад при Николае I, строится в настоящий момент на трех столпах: патриотизме, сильном государстве и православии. Это происходит на фоне возрождения великой российской культуры, западной по сути, которую так высоко ценят во Франции (литература, кинематограф, музыка, живопись).

Россия возвращается к своему универсализму, корни которого лежат в концепции "Москва - третий Рим", продолжает православный геополитик. По его словам, Россия вновь готовится распространить свое "мягкое влияние" (soft power) на другие страны, в первую очередь на ближнее зарубежье постсоветского пространства.

При этом Мельник отмечает и очевидное: что современная Россия сдает свои позиции в плане демократии: ограничиваются общественные свободы, исчезают независимые СМИ, вычищается политическая оппозиция, насаждается параноидальная идея "западного заговора".

В свете изложенного Мельник советует Николя Саркози безотлагательно пересмотреть отношения России и Франции, руководствуясь при этом тремя векторами:

1. Начать с Россией диалог на равных, глаза в глаза. Открытый, прозрачный диалог, свободный от табу. Как с любой другой серьезной и крупной державой. Это не имеет ничего общего с "русофобией". Это - выражение глубокого уважения к российскому народу.

2. Считать Россию частью "Великой Европы", столь милой сердцу Де Голля - от Бреста до Владивостока - включая "Срединную Европу", избавляющуюся от коммунистического прошлого. Такая Европа (не путать с Европейским союзом, в который Россия не собирается вступать) будет построена на фундаменте общих ценностей и памяти, позволяющем противостоять новым геополитическим вызовам.

3. Четко объяснить России, что в нашем "плоском" мире соблюдение демократических норм - одинаковых для всех - является обязательным условием любого долгосрочного экономического процветания.