В Министерстве иностранных дел РФ разгорается скандал вокруг имени теперь уже бывшего посла в Катаре Владимира Титоренко, в конце прошлого года избитого в аэропорту Дохи при попытке таможенников досмотреть дипломатическую почту. Уже тогда эксперты замечали, что имела место явная провокация против России, год защищающей Сирию от повторения Судьбы Ливийской Джамахирии. Сам Титоренко, впрочем, дипломатично замечал, что, возможно, имело место недоразумение. Однако теперь стали известны новые подробности того дела и его последствий. Прозвучали утверждения, что в избиении дипломата виновны не столько катарцы, сколько многочисленные недруги Титоренко.
На днях группа сотрудников российского МИДа опубликовала открытое письмо к глава ведомства Сергею Лаврову, в котором рассказала об истинных причинах нападения на российского посла. Текст письма публикует портал "FLB.ru". По данным коллег Титоренко, которые предпочли не называть своих имен, незадолго до нападения дипломат сообщал в Москву о готовящейся против него провокации. Однако начальство якобы предпочло не обратить на это внимание. По мнению авторов письма, причиной стали внутриведомственные интриги - противники у Титоренко были не только за рубежом, но и в стенах родного МИДа.
- За Ирак Титоренко наградили орденом Мужества
- Послом могли пренебречь ради резолюции по Сирии
"О готовящейся провокации посол Титоренко неоднократно информировал МИД РФ, как и о нарастании антироссийских настроений в Катаре, требуя вызова катарского посла в Москве для протеста. Однако чиновники МИДа почему-то все эти призывы проигнорировали, тем самым оставив главу российской дипмиссии один на один перед лицом готовящейся провокации", - говорится в письме.
Напомним, 29 ноября прошлого года Титоренко и несколько его коллег были остановлены в аэропорту столицы Катара по прилету из Иордании. Таможенники потребовали от дипломатов передать им конверт с дипломатической почтой для досмотра. Посол отказался, сославшись на международные нормы, запрещающие досмотр дипломатических документов. Когда Титоренко попытался покинуть аэропорт с заветным конвертом, на него напали сотрудники охраны и полиции в количестве порядка полутора десятков человек. Ему нанесли серьезные травмы - у Титоренко произошел разрыв сетчатки глаза, в течение нескольких месяцев он проходил лечение. Пострадали еще двое российских дипломатов, попытавшихся защитить Титоренко. Впрочем, дипломатическую почту посол так и не отдал. В начале прошлого месяца указом президента Титоренко был снят с должности. Официальная причина тогда не называлась, чем сейчас занимается бывший дипломат, неизвестно.
Титоренко в Катаре не любили, отмечают его коллеги, опубликовавшие открытое письмо. Посол твердо отстаивал в Катаре российскую политику в отношении Сирии, за что получал угрозы от местных ваххабитов и "Братьев-мусульман" во главе с Юсефом Кардави, отмечают дипломаты. Не жаловали Титоренко, по их сведениям, и американские энергетические гиганты. Например, ExxonMobil - за то, что в течение короткого периода времени, пока не разразились арабские революции, послу удалось наладить достаточно плотное взаимодействие между РФ и эмиратом в энергетической сфере, отмечают авторы письма.
Как бы то ни было, МИД РФ мог защитить своего сотрудника, если бы вовремя отреагировал на его сообщения. Но не сделал этого. "Эти чиновники МИДа испытывают к Титоренко давнюю и глубокую неприязнь, - заявляют коллеги экс-дипломата. - Ведь, будучи послом России в Алжире, Владимир Титоренко за 2 года добился подписания военно-технических контрактов с АНДР на сумму около 8 млрд долларов, решения проблемы алжирской задолженности перед РФ, а также смог ввести на алжирский рынок ряд крупнейших российских компаний".
Во время работы в Алжире Титоренко удалось организовать визит тогдашнего президента Владимира Путина, причем та встреча была не протокольной, а наполненной целым рядом практических соглашений, вспоминают авторы письма. И вскоре после такой удачи Титоренко досрочно сняли с должности.
Что же касается скандала в Катаре, после нападения Титоренко даже не оказали требуемую помощь - зрение ему спасали египетский профессор-офтальмолог и врач из России, работающие в частной клинике Дохи. "Лишь сам глава МИДа России С.В. Лавров... узнав о случившемся, лично позвонил Титоренко, спросил его о состоянии здоровья и проинформировал о тех шагах, которые будут сделаны в связи с предстоящим понижением уровня дипотношений между Россией и Катаром", - отмечают дипломаты.
По возвращении Титоренко в Москву вскоре после Нового года под него начали "копать". Во-первых, состоялось заседание некой комиссии, на котором разбирали "дело Титоренко". По информации коллег бывшего посла, его фактически обвинили в хулиганстве, в том, что он сам спровоцировал нападение на себя, и заявили, что нужно было действовать "мягче". Кроме того, Титоренко заставили взять справки в наркологическом и психоневрологическом диспансерах. А коллег посла в Дохе начали расспрашивать, предлагая в обмен на перспективы карьерного роста рассказать о нем что-нибудь порочащее, утверждают дипломаты.
Титоренко пытаются обвинить в скандале вместо того, чтобы объявить ему благодарность за добросовестное выполнение обязанностей и защиту национальных интересов, возмущаются коллеги дипломата. Кстати, в 2003 году Титоренко наградили орденом Мужества за спасение коллег в Ираке. Он стал первым послом России, который получил этот боевой орден.
"Посольство России в Багдаде к началу иракской войны 20 марта 2003 года оставалось единственным представителем иностранного государства в этой стране, - рассказал "Московскому комсомольцу" работавший тогда в Багдаде журналист Евгений Эрлих. - Именно через российских дипломатов представители Саддама Хусейна еще могли посылать какие-либо "сигналы" во внешний мир. Но в разгар войны посол Титоренко все-таки принял решение эвакуировать дипмиссию. Выбирались на гражданских автомобилях. Маршрут российской колонны был согласован с американцами и иракцами... В этой колонне находилась и наша съемочная группа".
На очередном блокпосте колонну задержали, заявив, что далее путь закрыт - идут бои. "Посол Титоренко не командовал в той ситуации, "рулили" сотрудники наших спецслужб, которые также находились в этой же колонне. Решили объехать это место по другой дороге. И буквально через пару километров попали под перекрестный огонь... Водитель посла Титаренко получил ранение в живот, зампосла - ранение в голову, сам Титоренко также был ранен. После того как бой закончился, изрядно потрепанная колонна смогла добраться до госпиталя в городе Эль-Фаллуджи".
Тяжелораненых оставили в госпитале, сама колонна отправилась в Дамаск, куда уже вылетел борт МЧС. Однако Титоренко отказался лететь в Москву и в ту же ночь вернулся в Ирак, чтобы лично присутствовать при эвакуации пострадавших дипломатов.
"Уже в Москве знакомые мне дипломаты рассказывали, что в МИДе Титоренко пытались обвинить в том, что именно он подверг риску людей и чуть всех не угробил. Хотя в той ситуации не он принимал оперативные решения, а сотрудники спецслужб", - вспоминает журналист.
"Посол уволен, и проблема с так и не полученными извинениями отпала"
Авторы открытого письма в защиту Титоренко полагают, что нынешнее поведение московских сотрудников МИДа вызвано желанием "замять" скандал. "Признав катарцев виновными, пришлось бы признать и свою вину. Вину за то, что не реагировали на сигналы из Дохи о готовящейся провокации. Вину за то, что к избитому послу не было проявлено должного внимания. А за это могло бы последовать их наказание Министром С.В. Лавровым", - отмечают дипломаты.
Впрочем, по мнению ряда экспертов, в основе неудач Титоренко лежат не только интриги его недоброжелателей. Возможно, посла просто сделали разменной монетой в отношениях двух стран. Напомним, 8 февраля в ходе заседания Совбеза ООН российский постпред Виталий Чуркин вступил в перепалку с главой МИДа Катара, якобы пригрозив тому уничтожением его страны. МИД РФ, впрочем, эту информацию опроверг.
"Спустя месяц два министра иностранных дел - Катара и России - как ни в чем не бывало сообщали о достигнутом успехе на сирийском направлении - совместном заявлении", - комментирует журналист Игорь Слесаренко в своем блоге на сайте Odnako.org. - В преамбуле были все российские предложения, а в резолютивной части - катарские, прямо противоречащие российским... Возможно, такой удаче "впихнуть невпихуемое" поспособствовало решение президента Медведева освободить Владимира Титоренко от обязанностей... А поскольку посол уволен... то и проблема с так и не полученными извинениями отпала сама собой... наконец, на саммите ЛАГ существенная корректировка в доселе воинственной катарской позиции".
"Остается позавидовать гражданам США с их "вашингтонским обкомом"
"В любой другой стране за то, что посол отстоял честь Отчизны и диппочту ценой своего здоровья, его давно принял бы глава государства и публично выразил ему благодарность за служение Родине... Остается искренне позавидовать гражданам США, которые за своим "вашингтонским обкомом" как за каменной стеной. Напились американские морпехи и избили азиатов - их сначала эвакуируют под защитой авианосцев и авиации и еще санкции введут за насилие над гражданами США, а уж потом в своей "тусовке" их слегка пожурят... А Россия, точнее ее мидовские бюрократы, "сдали" посла Титоренко", - заключают сотрудники МИДа РФ.
Как следовало поступить российскому внешнеполитическому ведомству в ситуации с избиением посла - вопрос непростой. "Существуют правила поведения цивилизованных стран и государств, которые возникли позавчера и представляют собой скопище дикарей, варваров - потомков пустынных бандитов и бродяг-бедуинов, чрезвычайно разбогатевших, не приложив к этому усилий, потому что на их территории обнаружились колоссальные запасы газа", - отметил в беседе с "МК" президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
По словам эксперта, Россия, будучи страной не "дикой", не может "применить к Катару принцип талиона и вывезти в аэропорт посла Дохи в Москве, избив его до такого же состояния, как Владимира Титоренко".
"Чисто теоретически мы можем и разорвать отношения, и разбомбить их с подводной лодки, но к чему это приведет? - задается вопросом политолог. - В арабских странах развернута информационная война против России... Нас обвиняют в помощи Ирану, и воспринимается это как поддержка шиитов против суннитов. Мы не даем расправиться с Сирией, как это сделали с Ливией. И избиение нашего посла - это часть этой (информационной) кампании. Ну а что делать дальше, этот вопрос должен решаться на государственном уровне. Например, скажем, 26 катарских разведчиков в европейских странах могут сломать левую ногу. Но для этого нужна развитая эффективная разведсеть, а не Анна Чапман".