Переход российской медицины на одноканальное финансирование системы ОМС с января 2015 года привел к тому, что десятки тысяч инвалидов потеряли возможность воспользоваться своим правом на медицинскую реабилитацию
Global Look Press
Переход российской медицины на одноканальное финансирование системы ОМС с января 2015 года привел к тому, что десятки тысяч инвалидов потеряли возможность воспользоваться своим правом на медицинскую реабилитацию Медучреждения, которым Фонд ОМС не установил тарифы на оплату труда, не могут принимать пациентов и выплачивать зарплаты медикам, а инвалиды отказываются от жизненно важных процедур из-за отказа государства оплачивать проезд к месту реабилитации
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Переход российской медицины на одноканальное финансирование системы ОМС с января 2015 года привел к тому, что десятки тысяч инвалидов потеряли возможность воспользоваться своим правом на медицинскую реабилитацию
Global Look Press
 
 
 
Медучреждения, которым Фонд ОМС не установил тарифы на оплату труда, не могут принимать пациентов и выплачивать зарплаты медикам, а инвалиды отказываются от жизненно важных процедур из-за отказа государства оплачивать проезд к месту реабилитации
Global Look Press
 
 
 
Переходный период продолжался несколько лет, однако полный переход на финансирование из системы ОМС оказался неожиданным и болезненным
Global Look Press

Переход российской медицины на одноканальное финансирование системы ОМС с января 2015 года привел к тому, что десятки тысяч инвалидов потеряли возможность воспользоваться своим правом на медицинскую реабилитацию. Медучреждения, которым Фонд ОМС не установил тарифы на оплату труда, не могут принимать пациентов и выплачивать зарплаты медикам, а инвалиды отказываются от жизненно важных процедур из-за отказа государства оплачивать проезд к месту реабилитации.

До нынешнего года российские медучреждения получали двухканальное финансирование, напоминает "Коммерсант", деньги поступали из бюджета и системы ОМС. Минздрав доводил до больниц и поликлиник госзадание, параллельно с этим врачи зарабатывали деньги, принимая пациентов по полисам ОМС. Переходный период продолжался несколько лет, однако полный переход на финансирование из системы ОМС оказался неожиданным и болезненным.

Так, например, троицкий Федеральный центр реабилитации для детей с нарушениями слуха, который в этом году должен был принять минимум 1200 детей со всей страны, оказался на грани закрытия. Зарплаты врачам задерживают с января, уникальные специалисты увольняются, купить расходные материалы и оплатить коммунальные услуги оказалось невозможно. В Минздраве РФ ответственность за сложившуюся ситуацию перекладывают на ФОМС.

- Реформу здравоохранения признали провальной: россияне чаще умирают, ухудшилось качество услуг

Директор фонда независимого мониторинга "Здоровье", член центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов обратил внимание на еще одну проблему, возникшую в результате перехода на новую систему финансирования. "Прежде государство оплачивало инвалидам и сопровождающим лицам проезд к месту реабилитации. Благодаря этому, например, ребенок из Владивостока мог с мамой бесплатно прилететь в московский центр. С 1 января 2015 года десяткам тысяч инвалидов отказывают в оплате проезда", - говорит он.

Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования" оговаривает право инвалидов на бесплатный проезд, если они получают медицинские процедуры за счет федерального бюджета. С нынешнего года реабилитация оплачивается из средств ОМС. Поскольку в закон не были внесены изменения, получилось, что большинство инвалидов лишились возможности бесплатно добраться до реабилитационных центров.

Как напоминает "Коммерсант", по данным на январь 2015 года в стране насчитывалось почти 13 млн инвалидов, в том числе - 580 тысяч детей. Из-за непростой экономической ситуации в стране далеко не все из них могут себе позволить поездку на реабилитацию за свой счет. Минтруд и Минздрав кивают друг на друга, отказываясь разбираться в ситуации, и Эдуард Гаврилов намерен обратиться в Генпрокуратуру с просьбой дать оценку бездействию чиновников. Сайт "Заголовки" предлагает обзор публикаций российской прессы, посвященных промежуточным итогам реформы системы здравоохранения.

Запуск горячей линии Росздравнадзора не стал гарантией доступности обезболивающих

Однако, как показывает практика, даже пристальное внимание и вовлеченность руководителей ведомств в разрешение проблемы далеко не всегда гарантирует результат. Так, например, после серии самоубийств онкологических больных и многочисленных публикаций в прессе о недоступности или отсутствии обезболивающих препаратов в Росздравнадзоре была открыта круглосуточная горячая линия для приема обращений граждан.

"Позвонить на бесплатный круглосуточный номер телефона 8-800-500-18-35 можно из всех регионов Российской Федерации. В течение рабочего дня обращения граждан принимаются специалистами Росздравнадзора, в нерабочее время сообщения будут записываться на почтовый ящик для последующего ответа заявителю", - сообщила пресс-служба ведомства 7 апреля.

Спустя неделю, 15 апреля, менеджер фонда поддержки хосписов "Вера" Лидия Мониава рассказала в Facebook о 16-летней Аминат, которая при сильнейших болях не может получить обезболивающее.

Аминат привезли в Москву из Дагестана. В столичном онкоцентре по итогам обследования диагностировали терминальную стадию рака, сказали, что лечение не поможет, и выписали. Девочка осталась в Москве с мамой на съемной квартире. 11 апреля, когда родители Аминат обратились в фонд "Вера", боли были уже невыносимыми. После выходных пациентку поставили на учет в поликлинике и предложили госпитализацию. В Центре паллиативной помощи НПЦ отказались принимать девушку с временной регистрацией, и по скорой Аминат увезли в Морозовскую больницу. Однако там из обезболивающих препаратов был только трамал, который не помогал.

В итоге мама решила забрать Аминат домой. Переговоры с детской поликлиникой, окружным детским онкологом, дирекцией САО по поводу обеспечения больной морфином результата не дали. На горячей линии Роспотребнадзора помогли собрать заявку, направили ее в департамент здравоохранения. Однако оперативно решить проблему не удалось.

"Сейчас часто на заседаниях в правительстве, в публикациях СМИ говорят о проблеме обезболивания. Я не знаю, в чем заключается ошибка всей этой системы, кто там виноват и в чем. Про Аминат знают в районной поликлинике, знает районный онколог, Морозовская больница и Центр паллиативной помощи НПЦ, знают в Департамете здравоохранения и в Роспотребнадзоре. Все принимают участие, стараются помочь, но за 2 рабочих дня все равно ничего не получилось, и Аминат по-прежнему без морфина. Когда у человека болит, это ад. Ждать невозможно не просто до завтра, невозможно ждать ни минуты. Я бы хотела, чтобы об этом помнили все люди, от которых зависят решения. Если пациент говорит, что у него болит, обезболивающие должны появиться прямо сейчас. Как если бы болело у вашего ребенка. Если у ребенка болит, нельзя успокоиться после рапорта о том, что проблема решается. Успокоиться можно только когда препарат передан в семью", - писала Мониава.

Морфин для Аминат удалось получить лишь спустя пять дней после того, как у нее появились сильные боли. При этом препарат был выдан только на двое суток, и в пятницу ее маме вновь придется получать рецепт и надеяться на то, что аптека закажет наркотик. "Прокурорская проверка пусть устанавливает, кто был виноват. А я хочу сказать спасибо всем, кто старался помочь. Как мы теперь знаем, система не работает сама по себе без личной включенности чиновников. Одни чиновники стараются помочь, а другие нет", - констатировала Лидия Мониава.

Рост цен на медицинские и другие услуги волнует россиян больше всего

Стоит отметить, исследование, проведенное в марте 2015 года ФОМ и инФОМ по заказу Центробанка, показало, что рост цен на услуги, в первую очередь медицинские и коммунальные, на сегодняшний день заботят россиян больше, чем какие-либо другие проблемы. О подорожании медицинских услуг в марте говорили 24% участников опроса, на 7% больше, чем в феврале. Значимые изменения к худшему были зафиксированы по пяти категориями - это, помимо подорожания медуслуг, рост цен на лекарства, услуги ЖКХ, пассажирского транспорта, а также рост цен на одежду и обувь.

"Все деньги идут на Украину", "Украина высосет все деньги", "Украине большая помощь идет, а с нас высчитывают", "Продлевают санкции", "Санкции влияют на цены", "Из-за США" - такие, наиболее характерные, ответы на вопрос о возможных причинах роста цен приводятся в обзоре результатов исследования социологов. Отметим, респондентов спрашивали лишь о стоимости, а не о доступности тех или иных услуг, включая медицинские.