Председатель российского правительства Михаил Фрадков представил на заседании кабинета министров нового министра обороны Анатолия Сердюкова, назначенного на эту должность президентом РФ. Премьер-министр попросил коллег "помочь Анатолию Эдуардовичу быстро войти в дело" и заверил, что по отношению к делу новый глава оборонного ведомства "является тем кандидатом, который своей работой должен показать, что попал на то место, которому соответствует", сообщает ИТАР-ТАСС.
Напомним, что именно при Сердюкове налоговое ведомство предъявило рекордные иски ЮКОСу, процент удовлетворенных жалоб налогоплательщиков в судах упал с 64% оспариваемых сумм до 17%, ведомство стало закрытым снаружи и отделенным от влияния правительства. Возможно, после прихода Сердюкова в бюджете военного ведомства также могут быть найдены интересные цифры.
Карьера Сердюкова в налоговой службе началась в 2000 году, когда он из бизнесмена сразу стал заместителем руководителя межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам (МНС) по работе с крупнейшими налогоплательщиками Санкт-Петербурга. Летом 2001 года Сердюков стал заместителем руководителя управления МНС по Санкт-Петербургу Виктора Зубкова, на дочери которого женат и меньше, чем через полгода сменил Зубкова, когда тот переехал в Москву на пост главы Росфинмониторинга. В 2004 году Сердюков переехал в Москву и вскоре возглавил Федеральную налоговую службу, которой руководил до последнего времени. За это время она превратилась в информационно закрытый, полностью управляемый изнутри и достаточно эффективный силовой орган власти, отделенный от влияния правительства, пишет газета "Коммерсант".
За время руководства Сердюкова суды стали реже принимать решения в пользу налогоплательщиков. Согласно статистике ФНС, в 2000 году суды удовлетворили жалобы налогоплательщиков в отношении 64% сумм оспариваемых налоговых требований, а в первом полугодии 2006 года – всего 17%. В ФНС это объясняют повышением качества своей работы, но в юридических компаниях отмечают, что после дела ЮКОСа суды стали чаще "подыгрывать" ФНС. Когда Сердюков был главным фискалом Санкт-Петербурга, это был один из немногих регионов, где споры с налоговой инспекцией в судах в большинстве случаев заканчивались победой налоговиков, а не налогоплательщиков, пишет "Российская газета".
Интересна в этом плане цитата бывшего главы ФНС в журнале "Двойная запись" 2005 года: "Жалоб от налогоплательщиков поступает много. И мы это считаем хорошим знаком".
Отметим, что имя Сердюкова напрямую связано с делом ЮКОСа. Еще возглавляя Петербургское управление министерства по налогам и сборам, он применял самые суровые меры для борьбы с неплательщиками. Не ограничиваясь обычными штрафами и уговорами, Сердюков в отдельных случаях инициировал и банкротство должников.
Именно налоговой службе принадлежит ключевая роль в экономическом преследовании крупнейшей российской нефтяной компании ЮКОС, которая не смогла погасить претензии налоговиков за 2000 год в размере 99,4 млрд рублей, столкнулась с арестом активов и счетов и уже объявила об угрозе приостановления добычи и банкротства в ближайшее время.
Сердюков фактически возглавил реорганизуемое министерство в середине марта 2004 года, и уже через месяц МНС подало в суд иск с требованием погасить долг, отмечает агентство. Через два дня после этого суд наложил обеспечительный арест на все имущество ЮКОСа, лишив его возможности собрать необходимые средства путем продажи активов.
Министерство по налогам и сборам предъявило рекордные судебные иски ЮКОСу на общую сумму около 7 миллиардов долларов. Чем в итоге закончилось дело ЮКОСа всем известно. Анатолий Сердюков получил за это заслуженное повышение и возглавил Федеральную налоговую службу преобразованную из МНС, сообщает "Эхо Москвы".
В августе 2005 года Сердюков сообщил журналистам, что в результате "эффекта ЮКОСа" практически все нефтяные компании "уточнили свои цифры по уплате налогов и стали платить достаточно большие суммы".
За время работы в федеральном ведомстве, Сердюков провел полную смену руководителей ключевых в системе ФНС отраслевых инспекций по крупнейшим налогоплательщикам. Прежние руководители были заменены в основном на коллег Анатолия Сердюкова по Санкт-Петербургу.
Расставляя кадры, Сердюков использовал технологию горизонтальной ротации руководителей. Так, в феврале 2006 года он поменял местами руководителей четырех инспекций, курирующих предприятия нефтяной, газовой, транспортной и алкогольной-табачной отраслей. Другой особенностью кадровой политики стало назначение чиновников из центрального аппарата на места глав управлений ФНС по субъектам федерации – так глава ФНС решал проблему "клановости" региональных элит.
По данным "Коммерсанта" глава ФНС, формально подчиняясь главе Минфина Алексею Кудрину, на практике проводил абсолютно независимую от министерства политику. В результате Минфину и ФНС пришлось создать специальную комиссию по взаимодействию, целью которой является формулирование общей точки зрения по налоговым вопросам, по-разному трактуемым двумя ведомствами.
Газета пишет, что определенную роль в выборе кандидатуры преемника Сергея Иванова мог сыграть доклад президенту о неэффективности расходования и учета бюджетных средств в структурах Минобороны, подготовленный сотрудниками нескольких контрольных ведомств за 2006 год.
Экс-глава ФНС точно не добавит Министерству обороны публичности, открытости и контроля над ним со стороны правительства. Гражданский министр будет разбираться с военной экономикой, а вопросы военного управления перейдут к Генштабу, заключает газета.