Генеральная прокуратура России сообщила о завершении расследования нового уголовного дела в отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего владельца банка "Менатеп" Платона Лебедева, отбывающих 8-летний срок заключения. Предъявленные им обвинения в хищении могут кратно увеличить их срок.
Как указывается на сайте Генпрокуратуры, их обвиняют в совершении хищения путем присвоения в особо крупном размере по ч.4 ст.160 УК РФ и легализации (отмывании) денежных средств, приобретенных в результате совершения ими преступления в особо крупном размере по ч.4 ст.174.1 УК РФ. "Материалы дела передаются адвокатам обвиняемых и им самим для ознакомления", - сказал представитель Генпрокуратуры.
- Суть обвинений
- Сколько это в годах
- Заявление Ходорковского в Le Monde
"В субботу, если следователи будут готовы представить материалы, адвокаты приступят к изучению дела", - сообщил в пятницу "Интерфаксу" читинский адвокат Михаила Ходорковского Семен Розенберг. По его мнению, ознакомление с очередным делом будет длительным.
В свою очередь адвокат Лебедева Елена Липцер сообщила, что в пятницу получила по факсу уведомление из Генпрокуратуры о завершении следственных действий по новому делу и о том, что с завтрашнего дня защита может приступать к ознакомлению с материалами дела. Она подчеркнула, что адвокаты Лебедева в ближайшее время вновь поедут в Читу, где в следственном изоляторе содержатся Ходорковский и Лебедев.
Как подчеркивает Генпрокуратура, подозреваемые переведены туда на весь ход предварительного следствия, ведущегося, отметим, в Москве, что по утверждению адвокатов, является нарушением норм справедливого судопроизводства. В связи с этим адвокаты экс-главы ЮКОСа обратились "ко всем людям доброй воли" с просьбой помочь добиться перевода своего подзащитного из Читы в Москву и проведения там нового судебного процесса.
Бывшие совладельцы ЮКОСа, по утверждению Генпрокуратуры, совершили хищение нефти подконтрольных нефтяной компании структур на общую сумму, по уточненным данным, свыше 890 млрд рублей в период 1998-2003 годов (ранее озвучивалась цифра 850 млрд рублей).
Комментируя эту сумму, адвокат Ходорковского Юрий Шмидт заявил, что его подзащитному инкриминируют хищение всей нефти, добытой за 6 лет дочерними компаниями ЮКОСа. В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Юрий Шмидт заявил: причина предъявления новых обвинений в том, что необходимо исключить даже теоретическую возможность выхода Ходорковского на свободу в канун парламентских и президентских выборов, а также лишить смысла рассмотрение его жалобы Европейским судом по правам человека.
Как сообщили радиостанции "Эхо Москвы" в пресс-центре адвокатов Ходорковского и Лебедева, "прокуратура пытается представить криминальной абсолютно законную форму хозяйствования, основанную на нормах гражданского и налогового законодательства". "Так работали и работают до сих пор все крупные нефтяные компании России, включая государственную "Роснефть", отмечается в заявлении.
В заявлении для прессы, размещенном на сайте пресс-центра Ходорковского, адвокат Шмидт отметил, что сумма, инкриминируемая Ходорковскому, в действительности превышает 1 трлн рублей, а это, как пояснил он "Эху Москвы", "больше реальной выручки, которую за несколько лет имел ЮКОС":
"На самом деле, прокуратура обвинила Ходорковского, Лебедева и еще около десятка менеджеров ЮКОСа в хищении всего за период 1998-2000 гг. у ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть" ВНК 147 189 184,248 тонн нефти общей стоимостью 492 486 604 892,92 руб. и всего за период 2001-2003 гг. у тех же обществ 202 214 394 тонн нефти общей стоимостью 811 549 054 000,00 руб.
В результате сложения получаем общую стоимость (по мнению прокуратуры, естественно) похищенной за 1998-2003 гг. нефти – 1 триллион 304 миллиарда 35 миллионов 658 тысяч 892 рубля 92 копейки. Это, извините, на 454 миллиарда рублей больше, чем в официальной информации из прокуратуры.
К реальному положению дел эти цифры никакого отношения не имеют и возникли они в результате несложных арифметических действий, произведенных в тиши кабинетов. Следствие объявило похищенной всю нефть, произведенную дочерними нефтедобывающими обществами ЮКОСа <...> и подсчитала ее стоимость (то есть, стоимость "похищенного") по ценам мирового рынка.
В действительности никакого хищения не было вообще, хотя и внутри страны цена продажи конечному покупателю превышала так называемую трансфертную цену, по которой ЮКОС приобретал нефть у добывающих "дочек". Использование таких цен было совершенно законным, основанным на нормах гражданского и налогового законодательства..
Ранее источник, близкий к следствию, сообщал, что следствие по новому уголовному делу в отношении акционеров НК ЮКОС Михаила Ходорковского и Лебедева будет завершено в сжатые сроки - в течение месяца. По словам источника, значительная часть следственных действий по сбору доказательств уже проведена.
Лебедев и Ходорковский в середине декабря 2006 года были этапированы в следственный изолятор Читы из колонии, где они отбывали восьмилетний срок наказания, для проведения следственных действий по новому уголовному делу.
7 февраля районный Ингодинский суд Читы избрал Ходорковскому и Лебедеву меру пресечения в виде содержания в читинском следственном изоляторе до 30 марта на весь ход предварительного следствия по новому уголовному делу в отношении бывших руководителей ЮКОСа.
Генеральная прокуратура России предъявила обвинения Ходорковскому и Лебедеву, связанные с хищением акций, принадлежащих государству, а также с присвоением нефти и легализации (отмывании) средств, вырученных от ее продажи, ("а", "б" ч.З ст. 160, ч.З ст. 174, ч.4 ст. 160, ч.З ст. 174, ч.4 ст. 174-1 УК РФ).
"Всего за период 1998-2003 гг., Ходорковский, Лебедев и другие члены организованной группы совершили хищение имущества ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть" ВНК на общую сумму 892 426 169 398,02 рублей, причинив последним ущерб в указанном размере", - говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Согласно сообщению Генпрокуратуры, денежные средства, добытые от реализации похищенной нефти Ходорковским, Лебедевым и членами организованной группы, были легализованы путем совершения финансовых операций:
- по погашению кредиторской задолженности банка "Менатеп" перед иностранными банками, переоформленной на ОАО "НК "ЮКОС", денежные средства которых (кредиты) были Ходорковским и Лебедевым использованы для приобретения акций ОАО "НК "ЮКОС", владельцами которых они от имени компании "Групп Менатеп Лимитед" в конечном итоге стали".
- по приобретению еврооблигаций и валютных облигаций иностранных компаний на сумму свыше 1 млрд. долларов США, которые передали на счета подконтрольных им иностранных компаний;
- по совершению различных финансово-вексельных операций на общую сумму свыше 264 млрд. рублей и легализации этих средств на счетах подконтрольных им российских и иностранных компаний;
- по переводу денег на счета иностранных компаний под видом дивидендов на сумму более 4,2 млрд. долларов США;
- по перечислению денежных средств в сумме 2,8 млрд. долларов США под видом кредитов ОАО "НК "ЮКОС" и дочерним ему компаниям от имени подконтрольных им иностранных компаний, на счетах которых ранее они были легализованы как денежные средства, вырученные от реализации похищенной нефти.
Всего, по версии следствия, Ходорковский, Лебедев и члены организованной группы в 1998-2004 гг. легализовали денежные средства в сумме 487 402 487 523,59 рублей и 7 576 216 501,76 долларов США.
В ходе следствия, говорится в сообщении Генпрокуратуры, изъяты документы корпоративной переписки ОАО "НК "ЮКОС", из которых "усматривается, что в 2002 г. Ходорковский остановил прохождение компанией листинга (проверки на благонадежность) на территории США путем подачи документов в SEC".
"Прохождение листинга по этой системе давало бы возможность ОАО НК "ЮКОС" получить статус компании с высокой степенью надежности и рыночной привлекательности в международном бизнесе и соответственно повышало стоимость ее акций. Такое решение Ходорковского было обусловлено тем, что эта процедура могла вскрыть криминальный характер происхождения денежных средств и их легализации", - утверждается в сообщении.
Если суд по новому делу признает Ходорковского и Лебедева виновными, то им могут добавить еще по 10-15 лет лишения свободы. Обоим "юкосовцам" вменяется "тяжкая" 160-я статья УК ("Присвоение вверенного имущества", до 10 лет заключения) и "особо тяжкая" 174-я, прим. 1 ч. 4 ("Легализация преступно нажитых средств организованной группой", наказывается сроком от 10 до 15 лет лишения свободы).
Между тем первом деле Ходорковского и Лебедева покупка ЮКОСом нефти у дочерних предприятий через созданные в регионах со льготным налогообложением компании и ее продажа по более высоким ценам не рассматривались следствием как хищение. В этих операциях они усмотрели лишь уклонение от уплаты налогов.
Сейчас Генеральная прокуратура решила избрать иной путь, предъявив обвинение в присвоении. Как пояснил адвокат Юрий Шмидт, "ларчик открывается просто": во-первых, наказание за присвоение (ст. 160 УК РФ - до 10 лет лишения свободы) выше, чем за уклонение от уплаты налогов юридического лица (ст. 199 - до 6 лет). Кроме того, отметим, по статье 199 УК чаще всего выносят "условные" приговоры или ограничиваются штрафами.
Во-вторых (что, как отмечает Шмидт, самое главное), статья 199 УК РФ исключает возможность предъявления обвинения в легализации преступных доходов (ст. 174-1 - до 15 лет), а статья 160 УК РФ такую возможность дает.
Французская газета Le Monde на первой полосе в пятинцу публикует открытое заявление Михаила Холорковского. Перевод статьи приводится на сайте пресс-центра экс-главы ЮКОСа.
Сегодня нам с моим другом Платоном Лебедевым предъявлены очередные бездоказательные, абсурдные обвинения.
Что будет дальше - совершенно очевидно. Фальсифицированные псевдоулики, показания запуганных или обманутых лжесвидетелей и – скорый обвинительный приговор. Позорный фарс, не имеющий ничего общего с правосудием.
Для чего все это делается, тоже вполне понятно. Те люди, которые изобрели "дело Ходорковского", чтобы украсть самую процветающую нефтяную компанию России - ЮКОС, очень боятся увидеть меня на свободе и хотят застраховать себя от моего условно-досрочного освобождения.
Эти несчастные, кажется, всерьез полагают, что человеческая и историческая оценка их действий зависит от очередного фальшивого приговора басманно-мещанского "суда". Они не понимают, что каждым новым шагом лишь усугубляют своё положение, загоняя в угол и себя, и своего непосредственного начальника Владимира Путина. Не знаю, скажет ли им за это Путин "спасибо".
Впрочем, у них еще есть выход, возможность спастись и обеспечить себе долгосрочные гарантии безопасности. Единственный их шанс – это своевременный добровольный уход от власти в России и честные, справедливые, прозрачные выборы, на которых будет избран новый президент нашей страны. Человек, не имеющий ничего общего с гигантской машиной коррупции, сковавшей Россию по рукам и ногам, человек, уважающий независимость суда.
Моя задача в предстоящем процессе – на своем примере показать, что в сегодняшней России существует заказное правосудие, что правоохранительная система, международное сотрудничество правоохранительных органов используются не только для борьбы с преступностью, но и в корыстных целях чиновников и в их личных политических интересах.
Заведомо ложные обвинения, при наличии политического заказа, штампуются и следствием, и судом. И нынешней власти, правящей элите России – не стыдно. Суд, ставший безропотной частью "вертикали власти", конечно вынесет обвинительный приговор.
Новый приговор меня не страшит. Какая разница, сколько мне сейчас еще дадут по заведомо ложным обвинениям? Все равно моим гонителям – "партии второго срока Ходорковского" - не верит ни один порядочный человек в мире. Наша с Платоном дальнейшая судьба целиком определяется судьбой нашей Родины, её обликом после смены власти в 2008 году.
Я верю, что правда и справедливость восторжествуют.