Журналист американского издания The Foreign Policy Том Парфитт решил проехать за месяц по всему Северному Кавказу, чтобы понять, откуда берутся террористы и как с ними бороться
www.foreignpolicy.com
Журналист американского издания The Foreign Policy Том Парфитт решил проехать за месяц по всему Северному Кавказу, чтобы понять, откуда берутся террористы и как с ними бороться Вскоре после начала путешествия он "обнаружил, что война распространилась быстрее и дальше, чем ожидал"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Журналист американского издания The Foreign Policy Том Парфитт решил проехать за месяц по всему Северному Кавказу, чтобы понять, откуда берутся террористы и как с ними бороться
www.foreignpolicy.com
 
 
 
Вскоре после начала путешествия он "обнаружил, что война распространилась быстрее и дальше, чем ожидал"
www.foreignpolicy.com
 
 
 
Парфитт анализирует то, как российские власти пытались урегулировать ситуацию на Кавказе раньше и как делают это теперь. Он напоминает, что у руководства страны всегда стоял выбор между "саблей" и "самоваром": зарубить врага или зазвать на чашку чая
НТВ

Журналист американского издания The Foreign Policy Том Парфитт решил проехать за месяц по всему Северному Кавказу, чтобы понять, откуда берутся террористы и как с ними бороться. Вскоре после начала путешествия он "обнаружил, что война распространилась быстрее и дальше, чем ожидал". Он подчеркивает, что на Кавказе идет именно война, и называет этот регион "полосой смерти на краю Европы". Всего журналист планирует посетить "пять республик, где конфликт ощущается острее всего: Кабардино-Балкарию, Северную Осетию, Ингушетию, Чечню и Дагестан".

Парфитт анализирует то, как российские власти пытались урегулировать ситуацию на Кавказе раньше и как делают это теперь. Он напоминает, что у руководства страны всегда стоял выбор между "саблей" и "самоваром": зарубить врага или зазвать на чашку чая. В XIX веке, пишет американское издание, генерал Алексей Ермолов предпочитал силовой метод. "Но только его преемник Михаил Воронцов приблизил победу России, применяя стратегию "завоевания сердец": строил дороги и больницы, развивал связи с мятежными горцами, которым надоел их лидер, легендарный имам Шамиль", - цитирует статью InoPressa.

В XX веке к насилию снова прибег Сталин, депортировав некоторые народы в Центральную Азию, продолжает рассуждать журналист. Теперь, в XXI веке, президент Дмитрий Медведев, судя по всему, снова возвращается к методу "самовара", назначая полпредом в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина.

Впрочем, пока ситуация остается сложной: "Несмотря на свою малочисленность (менее 1 тысячи человек, по преобладающим оценкам) и отсутствие поддержки в народе, боевики смогли продемонстрировать, что их угрозы дотягиваются далеко вглубь России". "В свою очередь, российские силы безопасности применяют жестокую смесь похищений, пыток и внесудебных расправ, пытаясь подавить мятежников, а эта тактика лишь усугубляет проблему", - утверждает автор статьи.

Больше всего разжигают вражду и ненависть на Кавказе, по его мнению, "коррумпированные, некомпетентные лидеры, хищные бизнесмены, заблуждающиеся националисты и фанатики, необразованность, нищета и унижение".

МВД РФ: Власти проигрывают боевикам в контрпропаганде

В целом, зарождению бандподполья в республиках Северного Кавказа способствуют как национальные и религиозные, так и экономические предпосылки, считают в Главном управлении МВД РФ по СКФО. "В каждом субъекте СКФО причины для экстремизма, возникновения бандподполья не всегда одинаковы. Где-то на национальной основе получило зарождение бандподполье, где-то - на религиозной. В каком-то субъекте в основе лежат экономические и коррупционные вопросы", - сказал начальник центра противодействия экстремизму оперативно-разыскного бюро ГУ МВД по СКФО Казимир Боташев.

Он отметил, что в некоторых регионах "одно время были проблемы, когда власти занимались своими сугубо клановыми вопросами, а до населения им не было дела, что и создавало почву для создания бандподполий", передает "Интерфакс".

"Говоря о бандподполье, мы говорим о некой сложившейся системе с определенными элементами. Если говорить про Дагестан, там часть населения, молодежь, убежденно переходит на сторону экстремистов и часть, исходя из нашего анализа телефонных переговоров, на идейной основе переходят на сторону правоохранительных органов", - сказал Боташев.

По его словам, в Дагестане бандподполье имеет достаточно глубокие корни и проистекает из экономических проблем и, в частности, безработицы. Вербовка молодых террористов велась также на религиозной почве, отметил он.

Боташев считает, что правоохранительные органы в данной ситуации проигрывают в контрпропагандистской работе. "И мы, и вы (журналисты) виноваты, что упустили тот момент, когда людям нужно было объяснять, что такое религия и на чем она построена", - подчеркнул Боташев.