На встрече нынешнего и будущего президентов России с Советом палаты Совета Федерации Владимир Путин объявил о переходе к "новой социальной политике - политике социального развития". Гуманистический пафос и некоторая расплывчатость целей вполне отвечают требованиям предвыборного момента. Но больше удивляет экономическое противоречие в целях Путина: будущий премьер намерен бороться с инфляцией при одновременных значительных бюджетных затратах на социальную сферу.
Путин признал накануне, что рост цен в прошлом году (по данным Росстата, 11,9%) на самом деле является системной проблемой. Но будущий премьер не считает "невыполнение правительством планов по удержанию инфляции" катастрофой. Хотя и не отрицает, что инфляция отражается на реальном благосостоянии граждан. "Как только инфляция стала бить по карману, сразу сократились накопления в банках", - отметил он. Наиболее примечательные цитаты из статей российских газет на эту тему приводит сайт "Заголовки.ru".
Но Путин не сомневается в том, что с инфляцией его правительство справится, - "это очевидный факт". Правда, он так и не раскрыл перед сенаторами свой метод борьбы с инфляцией при наращивании социальных расходов в условиях резкого (минимум в два раза) отставания производительности труда от роста реальной зарплаты. Более того, Путин обещал повысить пенсии до уровня выше прожиточного минимума, отмечает Газета GZT.ru.
Таким образом, экономическую политику кабинета Путина можно определить как затратную, а не зарабатывающую на будущее. Таково, по крайней мере, вчерашнее, задание президента Путина премьеру Путину.
Социальная риторика отдает эхо на президентские выборы
"Развитие российского народа" будет вестись не только на бюджетные средства в предвыборных целях, но и за счет активного участия бизнеса, пишут "Ведомости". По мнению Путина, политика социального развития должна заключаться в "формировании современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов, в конечном счете - на развитие российского народа".
Помочь этому должно, безусловно, государство - в частности, национальными проектами, которые будут преобразованы в госпрограммы. Не обойтись без повышения пенсий и зарплат (особенно в социальной сфере).
Гуманистический пафос и некоторая расплывчатость целей вполне отвечают требованиям предвыборного момента. Как ни крути, а социальная риторика и рост бюджетных расходов накануне парламентских выборов в 2007 году вполне сработали. Но тогда делу помог лозунг "Единая Россия" - это Путин". Сейчас тоже придется делать акцент на социальной сфере (именно там Медведев трудился до последнего времени, курируя нацпроекты), но лозунг "Медведев - это Путин" вряд ли возможен, хотя для избирателя этот смысл важнейший, иронизируют "Ведомости".
Что касается развития рынка в социальной сфере - вопрос спорный. С одной стороны, рынок там давно существует, и качественные медицинские или образовательные услуги можно получить только за деньги. С другой - рынок этот серый, и попытку обелить его путем снятия лишних барьеров можно только приветствовать, пишет издание.
Частные образовательные учреждения, медицинские клиники и компании сферы ЖКХ в отличие от муниципальных и государственных учреждений не имеют льгот по арендной плате, коммунальным платежам, не освобождены от уплаты НДС. Частным компаниям сложнее пройти через сито лицензирования и всевозможных проверок. Правда, проектов реформирования образования и здравоохранения мы видели за последние годы немало, но без конкретных результатов.
Зато примерно понятно, как будет обновляться система социальных обязательств. Важную роль придется сыграть социально ответственному бизнесу. Термин "социальная ответственность" достаточно новый, неустоявшийся и является предметом спекуляций как со стороны бизнеса, так и со стороны власти.
Тем не менее на практике он складывается, как правило, из трех частей: бизнес обеспечивает зарплаты работникам, некоторые обязательные льготы (например, проезд к месту отдыха из отдаленных районов раз в год) и удовлетворение социального запроса местных властей/сообщества.
Последняя часть, очевидно, самая непрозрачная и неформальная, в ней действуют технологии "нагибания" бизнеса. Бизнес стремится процесс формализовать, сделать публичным и ограничить конкретными цифрами. Но в силу самих правил игры это практически невозможно, отмечает издание.