На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 16 июня - в день открытия ХХ Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) - торжественно спустили на воду строящийся головной атомный ледокол проекта 22220 "Арктика"
© РИА Новости /Святослав Акимов
На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 16 июня - в день открытия ХХ Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) - торжественно спустили на воду строящийся головной атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" Он станет самым мощным двухреакторным атомным ледоколом в мире
ВСЕ ФОТО
 
 
 
На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 16 июня - в день открытия ХХ Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) - торжественно спустили на воду строящийся головной атомный ледокол проекта 22220 "Арктика"
© РИА Новости /Святослав Акимов
 
 
 
Он станет самым мощным двухреакторным атомным ледоколом в мире
© РИА Новости /Святослав Акимов
 
 
 
"Арктика" - одно из трех судов, строящихся для обновления атомного ледокольного флота РФ
© РИА Новости /Рамиль Ситдиков

На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 16 июня - в день открытия ХХ Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) - торжественно спустили на воду строящийся головной атомный ледокол проекта 22220 "Арктика". Он станет самым мощным двухреакторным атомным ледоколом в мире.

В торжественной церемонии приняли участие бывший губернатор Северной столицы, а ныне спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, глава госкорпорации "Росатом" Сергея Кириенко, сенатор и президент Государственной полярной академии Артур Чилингаров, президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, полпред президента по Северо-Западному Федеральному округу Владимир Булавин.

Сперва ледокол освятил настоятель Николо-Богоявленского Морского собора, а затем Валентина Матвиенко разбила бутылку шампанского о корпус "Арктики". После этого рабочие завода осуществили резку задержника - устройства, с помощью которого корабль удерживался на стапелях, передает РИА "Новости".

"Спуск "Арктики" - это во всех смыслах огромная победа, - заявил Кириенко (цитата по ТАСС). - Мы можем сегодня говорить, что к концу 2017 года этот атомный ледокол сможет вступить в строй "Росатомфлота". Это принципиально новые возможности нашей страны в обеспечении обороноспособности и круглогодичной навигации в Арктике, экономическом развитии нашей страны в принципиально важном для России и мира регионе".

Матвиенко, напомнив собравшимся, что Россия является единственной в мире страной, обладающей атомным ледокольным флотом, заявила: "Я уверена, что сегодняшнее событие, замечательный новый ледокол, новая техника дадут новый мощный импульс, откроют новые возможности для освоения наших российских богатейших северных территорий".

"Арктика" - одно из трех судов, строящихся для обновления атомного ледокольного флота РФ. Сроки эксплуатации трех действующих отечественных атомных ледоколов подходят в концу. На смену им должны прийти ледоколы нового типа - головное судно "Арктика" и два серийных, "Сибирь" и "Урал". Срок их сдачи планируется к 2017, 2019 и 2020 годам соответственно.

Все суда строят на Балтийском заводе в Петербурге по заказу "Росатомфлота", входящего в госкорпорацию "Росатом". Головной ледокол "Арктика" проекта 22220 был заложен в ноябре 2013 года. Стоимость этого проекта оценивается в 122 миллиарда рублей. Изначально "Арктику" планировали спустить на воду в конце прошлого года.

Длина этого судна составляет 173,3 метра, ширина - 34 м, водоизмещение - 33,5 тысячи тонн. Экипаж - 75 человек. Атомоход будет оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт.

Суда проекта 22220 смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до трех метров. Предполагается, что эти атомоходы будут обеспечивать проводку судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Двойная осадка этих ледоколов с регулируемой глубиной погружения позволит проводить караван судов как во льдах, так и в устьях рек, а новый атомный реактор позволит больше полугода не заходить в порт на перезарядку.

Предполагается, что ледокол сможет ходить без перезарядки около семи лет. На судне установят две системы для опреснения воды, каждая из которых сможет перерабатывать по 70 тонн.

Первый серийный ледокол этого проекта "Сибирь" был заложен в мае прошлого года, строительство "Урала" планируется начать нынешней осенью.

Для освоения арктической зоны может потребоваться еще одна серия атомных ледоколов

Между тем в день спуска "Арктики" на воду президент ОСК Рахманов заявил журналистам в Петербурге, что для обеспечения проводки судов в арктической зоне может потребоваться еще одна серия атомных ледоколов. "Есть некие наметки на то, что будет еще объем проводки для, может быть, еще одной серии ледоколов", - цитирует его "Интерфакс".

Также Рахманов сказал, что в настоящее время обсуждается вопрос о строительстве четвертого (третьего серийного) атомного ледокола проекта 22220 и ледокола "Лидер".

В мае 2015 года Кириенко рассказал, что конструкторы и проектировщики начали работать над новым классом ледоколов - "Лидер", который, по его словам, "еще более мощный, открывающий новые возможности и гарантирующий приоритет России в Арктике на долгие годы вперед".