The Washington Post пишет, что Владимир Путин, амбициозный диктатор России, вынудил президента Буша показать, насколько тот привержен делу демократии во всем мире
Архив NEWSru.ru
The Washington Post пишет, что Владимир Путин, амбициозный диктатор России, вынудил президента Буша показать, насколько тот привержен делу демократии во всем мире В действиях Путина нет ни сложности, ни неопределенности. Он устанавливает старомодную диктатуру в стиле Фердинанда Маркоса, Анастасио Сомосы или Пак Чун Хи. Он утверждает, что должен усилить государство для борьбы с врагами, - они говорили то же самое
ВСЕ ФОТО
 
 
 
The Washington Post пишет, что Владимир Путин, амбициозный диктатор России, вынудил президента Буша показать, насколько тот привержен делу демократии во всем мире
Архив NEWSru.ru
 
 
 
В действиях Путина нет ни сложности, ни неопределенности. Он устанавливает старомодную диктатуру в стиле Фердинанда Маркоса, Анастасио Сомосы или Пак Чун Хи. Он утверждает, что должен усилить государство для борьбы с врагами, - они говорили то же самое
НТВ
 
 
 
Возникает вопрос: беспокоит ли президента Буша судьба демократии в России? После 11 сентября он провозгласил стратегию продвижения демократии во всем мире
AP Photo/Ron Edmonds

Иностранная пресса в четверг комментирует критику президента США Джорджа Буша в адрес его российского коллеги. В частности, американская газета The Washington Post пишет, что Владимир Путин, амбициозный диктатор России, вынудил президента Буша показать, насколько тот привержен делу демократии во всем мире.

Принятое Путиным в понедельник решение покончить с системой прямых всенародных выборов российских губернаторов и избирать парламент на основе кандидатов, предложенных лидерами общенациональных партий, которые он, по большей части, контролирует, является несомненным шагом к тирании в России. Его невозможно оправдать войной с терроризмом. Эти планы Путин подготовил не один месяц назад. В качестве предлога он цинично использует чудовищный теракт в Беслане.

В действиях Путина нет ни сложности, ни неопределенности. Он устанавливает старомодную диктатуру в стиле Фердинанда Маркоса, Анастасио Сомосы или Пак Чун Хи. Он утверждает, что должен усилить государство для борьбы с врагами, - они говорили то же самое. России действительно необходимо бороться с терроризмом. Но отмена выборов и разгром политических оппонентов Путина не имеют с этой борьбой ничего общего.

Возникает вопрос: беспокоит ли президента Буша судьба демократии в России? После 11 сентября он провозгласил стратегию продвижения демократии во всем мире. Он абсолютно правильно сделал ее краеугольным камнем в Ираке, и, несмотря на несовершенную реализацию пентагоновскими советниками, это остается его главной целью. Буш также возвестил о планах содействия демократии на Ближнем Востоке. И хотя попытки действовать в соответствии с риторикой на практике порой малоубедительны, эта цель остается достойной и важной. В Афганистане более 10 млн человек зарегистрировались для участия в президентских выборах 9 октября, и это ошеломляющий и неожиданный успех.

Приверженность президента демократии политологи-реалисты высмеивают как идеализм. Даже демократы, когда-то верившие в продвижение демократии, относятся к попыткам Буша цинично и враждебно. Буш, к его чести, гнет свою линию.

Но последние года два администрация Буша смотрит сквозь пальцы на антидемократические тенденции в России. Госсекретарь Колин Пауэлл весной сделал сильное заявление по поводу обращения Путина с оппонентами, а вчера выразил озабоченность последними шагами Путина. Но Белый дом относительно спокоен. А голоса президента, единственного голоса, имеющего авторитет, пока не слышно.

Многое зависит от того, достанет ли у президента Буша воли осудить человека, которого он считает своим союзником в войне с терроризмом. Кое-кто скажет, что Путин "с нами"; возможно, так кажется и Бушу. Россиянам противостоит страшный терроризм, Путин консолидирует собственную власть. Как это поможет нам победить в войне с терроризмом?

На самом деле, это нам повредит. Неспособность поддержать демократические силы в России вызовет сомнения в приверженности Буша демократии во всем мире. Белый дом официально заявил New York Times, что действия Путина - это "внутреннее дело россиян". Неужели? Если так, то же самое справедливо в отношении всех народов, чьи права попирают тираны.

Если администрация Буша будет придерживаться этой линии, противники демократии на Ближнем Востоке укажут на двойные стандарты США, а сторонники демократии в этом регионе будут дискредитированы. Это будет сильный удар по центральному, с точки зрения Буша, элементу борьбы с терроризмом.

У президента и его советников не должно быть сомнений в том, что в России на кон поставлены жизненно важные интересы США. Ведение войны с терроризмом не должно и не может означать отступление от других элементов американской стратегии и интересов США. Диктатура в России не менее опасна для интересов США, чем диктатура в Ираке. Если надежды на демократическую реформу в России исчезнут, соседи России в Восточной и Центральной Европе с полным основанием встревожатся и будут искать защиты у США.

Есть еще более фундаментальная реальность, от которой президент не должен отворачиваться. Российская диктатура никогда не будет надежной союзницей США. Российский диктатор всегда будет относиться к США с подозрением, потому что само существование Америки, ее мощь, ее влияние в мире, ее демократический пример будут угрозой его власти.

Наконец, есть проблема народа России. Неужели США помогли покончить с советским коммунизмом лишь для того, чтобы наблюдать за тем, как ему на смену приходит тирания? Именно такое наследие хочет оставить после себя президент Буш?

Многое зависит от того, что Буш сделает и скажет в ближайшие дни. Не стоит думать, что есть простые ответы. Если Буш осудит Путина, это не обойдется без последствий. Если он, как и следует, пойдет дальше и начнет предпринимать заметные шаги в экономической и политической сферах, чтобы выразить неодобрение относительно последних действий Путина, мы можем лишиться сотрудничества с Россией. И все же нам придется на это пойти, отмечает издание.

Возможно, если к давлению со стороны США присоединится Европа, Путин почувствует, что вынужден отступить. В любом случае, президенту Бушу следует попытаться. Он должен остаться верным своим принципам ради самих принципов и ради интересов США. (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru)