Московский школьник Кирилл Банецкий, уехавший на Украину и вступивший в признанную экстремистской и запрещенную в РФ группировку "Правый сектор", приговорен в пятницу, 16 сентября, к 6,5 годам заключения в колонии общего режима за участие в незаконном вооруженном формировании и публичных призывах к экстремистской деятельности, сообщает ТАСС со ссылкой на представителя Московского окружного военного суда, вынесшего приговор.
"Банецкий признан виновным в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности, экстремизме, а также в участии в незаконном вооруженном формировании. Ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на шесть лет и шесть месяцев с лишением права в течение одного года после отбытия наказания публиковать что-либо в телекоммуникационных сетях, включая интернет", - приводит агентство сообщение суда.
В апреле 2015 года Банецкий ушел из дома и не вернулся. Во время розыска выяснилось, что он отправился на Украину, где вступил в ряды "Правого сектора".
Когда на него завели уголовное дело, "Комсомольская правда" взяла у него короткое интервью через мессенджер соцсети. Он объявил, что "полностью разорвал" связь с родителями, но подтвердил, что друг по школе убеждает его вернуться домой: "На данном этапе уговаривает один верный и очень близкий друг, который меня понимает и желает мне лучшей жизни. Но и до этого были люди, которые советовали вернуться". О заведенном на него уголовном деле он сказал: "Да мне это параллельно. В Россию возвращаться не имею желания".
"Устал от вранья с телевидения, вранья президента, вранья Госдумы, устал от ментовского беспредела"
В видеообращении, записанном и выложенном в Сеть в 2015 году, Банецкий рассказал, как он ушел из 11 класса школы N 2000 и уехал на Украину: "Школу я бросил еще в прошлом году и учился в МИИГАиК (Московский госуниверситет геодезии и картографии. По данным КП, он не поступил, а лишь ходил в этот вуз на подготовительные курсы. - Прим. NEWSru.ru). Проблем с учителями в школе у меня было достаточно, поскольку я всегда выражал свои националистические взгляды и поддержку по отношению к Украине. А на уроках и в школе везде кричал: "Слава Украине!" И меня никто не вербовал. В "Правый сектор" поехал самостоятельно. Просто взял вещи и поехал. Хочу передать всем своим родственникам, что я здесь по своей воле".
"Хотел попасть еще на Майдан. Но не смог, так как не пустили через российскую границу. Мне на тот момент было 16 лет. И как только исполнилось 18 лет, уже спустя пару недель я был в "Правом секторе". Готовился, получается, чуть более полутора лет", - поведал Кирилл Банецкий.
Он сообщил, что за все это время отправил матери только одно SMS: "Уехал воевать за Украину. Домой никогда не вернусь". "Отправил его перед тем, как пересечь границу между Россией и сегодняшней территорией боевиков ДНР. А потом симку утилизировал", - рассказал Банецкий. По данным газеты, родители развелись несколько лет назад, подросток жил с матерью и сестрой, но с отцом тоже иногда общался.
По словам друзей, в "Правый сектор" Банецкий вступил потому, что в другие организации на Украине его не взяли. Как он сам объяснил в видеоролике, в этой организации люди более идейные, а он приехал именно "чисто из-за идейных взглядов": "Я устал от вранья с телевидения, вранья президента, вранья Госдумы, устал от ментовского беспредела". Кроме того, только в "Правый сектор" брали иностранцев.
Несколько недель Банецкий провел в учебном лагере, а затем отправился на Донбасс. Он рассказывал в соцсетях, что участвовал в боевых действиях, хотя не указывал, в каких населенных пунктах, и приходилось ли ему убивать людей, размещал свое видео в камуфляже и демонстрировал российский паспорт.
В ФСБ говорят, что "националиста-романтика" использовали на информационной войне, а с настоящей он сбежал
Как рассказали "Мосленте" в УФСБ Российской Федерации по Москве и Московской области, большую часть времени Кирилла Банецкого использовали не на линии фронта, а в информационной войне. Когда же интерес к нему упал, отправили на передовую, откуда школьник сбежал в Россию.
"Школьник националист-романтик почти в течение года находился на Украине и использовался в информационной войне, а когда интерес к его персоне упал, он был отправлен на передовую, где романтики не оказалось. Когда он понял, что может погибнуть, сбежал домой и сдался правоохранительным органам", - сказали в пресс-службе УФСБ РФ по Москве и Московской области.
По информации спецслужб, в апреле-июне 2015 года бывший московский школьник прошел подготовку на учебной базе "Правого сектора" на реке Десна. В июне же вступил в отдельную роту "Аратта", сформированную из боевиков экстремистской организации "Правый сектор" и активистов "Майдана".
В "Аратте", которая дислоцировалась в Мариупольском районе Украины, он еще три месяца учился тактике общевойскового боя, инженерному и минно-взрывному делу и обращению с огнестрельным оружием. Навыки оттачивал на автомате АКС-74, выданном ему вместе с военной формой. С приходом осени стал периодически "выезжать совместно с боевиками полка нацгвардии Украины "Азов" и чеченского батальона шейха Мансура на передовую линию фронта в населенный пункт Широкино для ведения боевых действий против ополчения ДНР и ЛНР".
Большую часть времени его держали вдали от передовой, он изображал мальчика, противостоящего "пропаганде и железному занавесу" и присоединившегося к украинским "борцам за независимость". С ним снимали видео, которые потом выкладывались в соцсетях. Когда его истории стали собирать все меньше лайков в соцсетях, школьника решили отправить воевать.
Банецкому это не понравилось и он, как утверждают в ФСБ, "опасаясь за свою жизнь и здоровье, осознавая возможность гибели в ходе боестолкновений с силами самообороны Донбасса и желая избежать этого, оставив вверенное ему оружие и боеприпасы, покинул место базирования 8-й отдельной роты "Аратта" и перебрался в город Киев, где в посольстве России на Украине получил документы на возвращение в Российскую Федерацию, после чего выехал в Россию".
Вернулся в Россию Банецкий через Брянскую область 1 мая, там его сразу же и задержали пограничники. Он признал себя виновным и раскаялся в содеянном.