Бывший командир батальона "Север" Руслан Геремеев мог быть причастен к убийству Бориса Немцова, вновь заявляют журналисты. По данным РБК, который ссылается на осведомленные о ходе расследования источники, эту версию подтверждают первоначальные признательные показания главного фигуранта дела Заура Дадаева.
По данным источников, которые приводит издание, главный фигурант дела Заур Дадаев утверждает, что организовать убийство ему помогал уроженец Чечни по прозвищу "Русик", который предоставил пистолет с патронами и автомобиль ZAZ Chance, на котором, по версии следствия, убийца скрылся с места преступления. А пистолет, который ищут в Москве-реке, через несколько часов после убийства якобы забрал человек от "Русика". Именно этот человек через сутки после убийства отвез Дадаева в аэропорт, откуда тот улетел в Грозный, пересказывают показания собеседники РБК.
Ранее "Новая газета" со ссылкой на собственные источники сообщала, что "вероятным организатором" преступления является Руслан, звание которого - майор. При этом в связи с убийством Немцова упоминалось имя Руслана Геремеева - бывшего командира батальона "Север", где служил Заур Дадаев. Подозреваемый Тамерлан Эскерханов утверждает, что с Дадаевым его познакомил в феврале именно Геремеев, родственники которого, по данным прессы, - депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов и сенатор Сулейман Геремеев.
"Признательные показания обвиняемого в убийстве Немцова Заура Дадаева указывают на непосредственное участие в его организации людей из окружения Руслана Геремеева", пишет РБК. Однако, судя по словам Дадаева, Геремеев все же не является тем самым "Русиком", о котором он рассказывает. Дадаев утверждает, что с "Русиком" он случайно познакомился в торговом центре "Европейский" в Москве, сообщил источник.
По его словам, Дадаев отрицал, что совершил убийство по корыстным мотивам. При этом он упомянул, что Русик во время подготовки преступления обещал им деньги - пять миллионов рублей. Ранее Дадаев сознался в убийстве, указав, что его возмутили "антиисламские" высказывания политика, но потом в беседе с правозащитниками отметил, что дал показания под давлением и его пытали. Правозащитников, которые попросили ФСБ найти якобы задержанного и пропавшего сослуживца Дадаева, вызвали на допрос в Следственный комитет, где сделали свидетелями по делу.
Отметим, что сразу после смерти политика высказывались многочисленные версии касательно виновных в гибели Немцова. Приоритетным, по данным источников, является предположение, что убийство носило заказной характер, а "следы заказчиков ведут за рубеж". Журналисты писали, что "нажавший на курок" Заур Дадаев якобы был в тесной связи с Адамом Осмаевым, который является командиром украинского батальона имени Джохара Дудаева. Ранее экс-президент Леонид Кучма рассказал, что не верит в украинский след.
Основатель Фонда борьбы с коррупцией, председатель Партии прогресса Алексей Навальный и председатель партии "Демократический выбор" Владимир Милов заявляли о возможной причастности главы российского государства к гибели оппозиционного политика. Соратники Немцова также сомневались в том, что убийство действительно организовали и осуществили именно те люди, которые теперь в нем подозреваются.
У двух подозреваемых в убийстве есть алиби
Помимо Дадаева, в убийстве подозревают Анзора Губашева, Хамзата Бахаева, Тамерлана Эскерханова и Шагида Губашева. У нескольких задержанных оказались алиби. Так, Эскерханов незадолго до момента убийства был в ночном клубе и чисто физически не мог присутствовать на месте преступления. Его присутствие в клубе подтверждается записями камер видеонаблюдения. Адвокат Хамзата Бахаева заявляет, что в момент убийства тот был вместе с женой.
Примечательно, что об участии в убийстве Бахаева, Эскерханова и Шагида Губашева не говорит в своих показаниях и Дадаев. По данным РБК, в подготовке преступления участвовали, со слов Дадаева, три человека: сам Дадаев, его дальний родственник Анзор Губашев и однополчанин из батальона "Север" Беслан Шаванов, впоследствии совершивший самоподрыв гранатой во время задержания.
Убийство Немцова: версия Дадаева
Слежка за Немцовым велась несколько недель. По словам Дадаева, передвижения политика были хаотичными, и понять, куда и когда он пойдет, было проблематично.
Вечером 27 февраля Анзор Губашев и Шаванов вели патрулирование на машине, а Дадаев, по его словам, наблюдал за местом жительства Немцова на Ордынке. Оппозиционера вместе с Анной Дурицкой в одном из кафе на Красной площади заметил Шаванов. Он же позвонил Дадаеву на конспиративный телефон и сообщил, что политик найден. Дадаев вернулся в автомобиль ZAZ Chance, за рулем которого сидел Анзор Губашев, и они вместе стали ждать сигнала Шаванова.
Сигнал от Шаванова поступил, когда Немцов с девушкой вышли из кафе и пошли в сторону дома политика на Ордынке. Тогда же Анзор Губашев довез Дадаева до Москворецкого моста со стороны Кремля. Несколько минут политик и его спутница шли по мосту, а Дадаев следовал за ними. Приблизившись на расстояние пяти метров, Дадаев сделал несколько выстрелов в спину политика - тот стал падать, потянув за собой Дурицкую.
Заметив, что упавший Немцов пытается встать, Дадаев сделал три дополнительных выстрела. Преступник, будучи левшой, держал пистолет в левой руке, а в правой - держал телефон, по которому объяснял Анзору Губашеву, куда подать машину. Он рассказал, что сел в автомобиль ZAZ Chance, проехал Болотную площадь и вышел через 350 м. После этого он три раза менял машины и в итоге добрался до квартиры на улице Веерная, где проживал в Москве. Через сутки он улетел в Грозный.
Борис Немцов был убит 27 февраля на Большом Москворецком мосту. Преступление произошло, когда политик направлялся со своей спутницей Анной Дурицкой к себе домой. По данным полиции, убийца выпустил шесть пуль политику в спину. Цели достигли четыре из них. К этому времени автомобиль сообщника бандита поравнялся с местом происшествия, киллер сел в машину, и они уехали.
Похороны оппозиционера прошли 3 марта на Троекуровском кладбище. По данным СМИ, расследованием дела о гибели Немцова занимается генерал-майор юстиции Игорь Краснов, который ранее расследовал убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой в 2009 году.
Ранее сообщалось, что незадолго до смерти Немцов работал над докладом по Украине: он якобы должен был писать о российских солдатах, которые сражались на Донбассе. Руководитель московского отделения РПР-ПАРНАС Илья Яшин рассказал о планах к середине апреля опубликовать доработанный доклад