Российские мэры, последние в системе исполнительной власти выборные чиновники, все чаще и чаще оказываются за решеткой. Независимость мэров мешает и губернаторам, и крупным корпорациям, и партии власти, и Кремлю. По мнению экспертов, Госдума может вернуться к поправкам о назначении мэров, а поспособствовать этому может увеличение числа уголовных дел в отношении градоначальников, пишут "Ведомости".
Открыл список в мае прошлого года мэр Волгограда Евгений Ищенко - он попал за решетку за незаконное выделение земли под торговые центры и хранение оружия. В сентябре челябинская прокуратура обвинила мэра Снежинска Анатолия Опланчука в растрате, взяточничестве и злоупотреблении полномочиями. В декабре за злоупотребление полномочиями и вымогательство заключен под стражу мэр Томска Александр Макаров, в отношении его выдвинуто около десятка обвинений. В конце февраля мэра Владивостока Владимира Николаева арестовали за растрату бюджетных 7,6 млн руб. и незаконное выделение земли.
В нынешнем мае пострадало сразу три мэра. Так, мэр Тольятти Николай Уткин арестован по подозрению в преступном сговоре с целью вымогательства взятки в размере 150 млн рублей у коммерсанта. Архангельский мэр Александр Донской, по данным следствия, злоупотребил должностными полномочиями (ч.2 ст.285 УК РФ). Первые претензии к нему у прокуратуры возникли в декабре прошлого года. Тогда было возбуждено дело по ч.3 ст.327 УК (использование заведомо подложного документа - диплома о высшем образовании). Кроме того, Донскому вменялось обвинение по ч.4 ст.33 и ч.1 ст.327 УК (подстрекательство к подделке официального документа - диплома о высшем образовании).
А в среду стало известно, что прокуратура Рязани возбудила уголовное дело против мэра Федора Провоторова - за ложный донос и незаконное предпринимательство. По словам помощника прокурора области Дмитрия Плоткина, Провоторов - соучредитель фирмы, которая сдавала мэрии машину за бюджетные средства, а ложную информацию мэр дал по одному из уголовных разбирательств.
Мэры не ангелы, "черные овечки" среди них попадаются, но "из многих дел торчат уши частных интересов", говорит председатель комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению Вячеслав Глазычев. Из семи мэров, в отношении которых заведены уголовные дела, пять - руководители крупных областных центров. Тольятти - неформальный центр Самарской области, в нем находится "АвтоВАЗ", проживает больше полумиллиона жителей, а Снежинск - ЗАТО, там крупная оборонная промышленность.
Замдиректора НИИ социальных систем Дмитрий Бадовский уверен, что есть очевидная тенденция санации мэров "сверху". Борьба идет против глав администраций и сел, и крупных городов - это и наказание за нежелание подчиниться центру, и ревность губернаторов, и земельные интересы, согласен Глазычев.
Количество проверок выросло и работать стало сложно, сетует мэр Костромы Ирина Переверзева.
Идет борьба против самого института мэров, думает политолог Александр Кынев, в Кремле многие воспринимают мэров как враждебный вертикали институт. Причина антимэрской волны - политическая независимость от вертикали, полагает Бадовский: идет реформа местного самоуправления, мэры становятся слишком самостоятельными, их финансы и полномочия растут и на региональных выборах они все чаще становятся против партии власти.
С ноября в Госдуме лежит поправка в закон о принципах реализации местного самоуправления, позволяющая губернаторам решать, оставлять или ликвидировать посты мэров областных центров. Ее внесли единороссы, но после критики помощника президента Игоря Шувалова и первого вице-премьера Дмитрия Медведева - отложили.
В администрации президента тогда потеряли интерес к принятию законопроекта, вспоминает Елена Мухина из думского комитета по местному самоуправлению, но не исключает, что к теме назначения мэров вернутся. Законопроект о назначении мэров разработан в Кремле и к нему скоро могут вернуться, прогнозирует Бадовский.