Решение США продемонстрирует, "с одной стороны, более объективную оценку ситуации в Иране, а с другой - более серьезное отношение к стратегическому диалогу между Россией и США как важнейшему фактору сохранения глобальной стабильность", заявил Константин К
НТВ
Решение США продемонстрирует, "с одной стороны, более объективную оценку ситуации в Иране, а с другой - более серьезное отношение к стратегическому диалогу между Россией и США как важнейшему фактору сохранения глобальной стабильность", заявил Константин К Отвечая на вопрос о том, может ли Иран в связи с решением США в сфере ПРО приостановить ядерную программу, Косачев заметил: "Хотелось бы в это верить"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Решение США продемонстрирует, "с одной стороны, более объективную оценку ситуации в Иране, а с другой - более серьезное отношение к стратегическому диалогу между Россией и США как важнейшему фактору сохранения глобальной стабильность", заявил Константин К
НТВ
 
 
 
Отвечая на вопрос о том, может ли Иран в связи с решением США в сфере ПРО приостановить ядерную программу, Косачев заметил: "Хотелось бы в это верить"
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Вместе с тем заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев считает, что "не надо увязывать решение о размещении ПРО с попыткой навязать российской стороне более жесткую позицию по иранской проблеме, своего рода с торгом
expert.ru

Отказ США от размещения элементов ПРО в Восточной Европе может подвигнуть Иран к пересмотру ядерной программы, считают в Москве. Кроме того, это решение облегчит ведение российско-американских переговоров по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ), считают российские военные эксперты.

Решение США продемонстрирует, "с одной стороны, более объективную оценку ситуации в Иране, а с другой - более серьезное отношение к стратегическому диалогу между Россией и США как важнейшему фактору сохранения глобальной стабильности", заявил глава комитета Госдумы по международной политике Константин Косачев.

По его мнению, сотрудничество России и США в сфере стратегической безопасности является на порядок более эффективным решением проблемы безопасности и для США, и для РФ, "чем любые средства противоракетной обороны, чем любые войска, чем любые военные операции", передает "Интерфакс".

- Обама пошел на компромисс: ПРО в Польше и Чехии не будет
- Без ПРО будет легче договориться по СНВ
- Эксперты: США не откажутся от глобальной ПРО окончательно
- Отказавшись от ПРО, США могут вспомнить предложения Путина

Отвечая на вопрос о том, может ли Иран в связи с решением США в сфере ПРО приостановить ядерную программу, Косачев заметил: "Хотелось бы в это верить". "Иранская ядерная программа по-прежнему вызывает вопросы", - сказал глава комитета Госдумы по международной политике в четверг в интервью телеканалу "Вести". По его словам, в последнее время "Иран реагировал на давление извне со стороны США, предельно жестко отвечал на давление давлением - моральным, а, может, даже и военным".

"Если исчезает фактор давления с американской стороны, то либо Иран должен немедленно на это отреагировать и вести себя тоже в каком-то измененном формате, либо со стороны Ирана может быть упущен реальный шанс того, чтобы восстановить доверие к собственной стране и решать проблемы собственной национальной безопасности через многосторонние механизмы, а не за счет собственной обороны", - подчеркнул Косачев.

Ранее руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов отметил ИТАР-ТАСС: "Учитывая, что с Ираном отношения (США) из тупика не вышли, и он идет по пути ужесточения своей линии, Соединенные Штаты рассчитывают, что за отказ от системы ПРО или откладывание ее на отдаленное будущее Россия будет склонна вместе с США принять более жесткие санкции против Ирана".

Вместе с тем заместитель директора Института США и Канады Российской академии наук Павел Золотарев считает, что "не надо увязывать решение о размещении ПРО с попыткой навязать российской стороне более жесткую позицию по иранской проблеме, своего рода с торгом".

"Российская сторона всегда говорила о том, что прежде чем принимать решения о построении системы противоракетной обороны, необходимо реально оценить угрозу, - сказал он. - А оценить ее следует совместными усилиями с учетом мнений российских, американских и европейских экспертов, если речь идет о размещении элементов ПРО в Европе".

"То, что сейчас предпринято администрацией Барака Обамы - это как раз отражает новый подход американского руководства, который нацелен на трезвую оценку ситуации и сокращение расходов на те программы, которые были продиктованы больше политическими факторами, чем прагматичными", - уверен эксперт.

Как заявили в четверг в МИД РФ, Россия ждет официального подтверждения отказа американской стороны размещать в Чехии РЛС ПРО США. "Мы ждем официального подтверждения от американской стороны этой информации, - отметили на Смоленской площади. - Если будет принято такое решение, то это положительный факт, который учитывает озабоченности российской стороны и отвечает интересам развития российско-американских отношений". Ожидается, что 17 сентября с официальным заявлением по этому вопросу выступит министр обороны США Роберт Гейтс.

Без ПРО будет легче договориться о сокращениях вооружений

Отказ США от развертывания элементов ПРО в Чехии и Польше создает условия для существенного продвижения в вопросе подписания нового российско-американского договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ), считают российские военные эксперты.

Президенты Дмитрий Медведей и Барак Обама на встрече в Лондоне 1 апреля 2009 года договорились начать переговоры по выработке нового соглашения по Договору о СНВ, срок которого истекает 5 декабря 2009 года. Стороны планируют выйти на уровни сокращения СНВ ниже тех, которые зафиксированы в Договоре о стратегических наступательных потенциалах. По итогам переговоров президентов РФ и США в Москве в июле стороны обнародовали предполагаемые параметры будущего Договора по СНВ: количество ядерных боезарядов - 1500-1675 единиц, их носителей - 500-1100 единиц.

"Это может значительно облегчить ход переговоров по новому договору об СНВ, это будет положительным шагом с точки зрения достижения компромисса в данной сфере", - сказал в четверг "Интерфаксу" главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук генерал-майор Владимир Дворкин.

По словам Дворкина, "американская система ПРО полностью не отработана даже в вариантах трехступенчатых противоракет, которые размещены на Аляске и в Калифорнии, и тем более не отработана в двухступенчатом варианте, как те ракеты-перехватчики, которые планировалось разместить в Европе".

В настоящее время, продолжил эксперт, в США разрабатываются возможности альтернативных направлений по защите от иранской ракетной угрозы. В качестве таких вариантов рассматривается использование ракет морского базирования "Стандарт-3" и систем наземного базирования THAAD.

Бывший начальник главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин также считает, что отказ США от развертывания объектов ПРО будет способствовать своевременному подписанию договора по СНВ. "Вероятность, что этот документ удастся подписать до конца этого года, станет более высокой", - заявил Есин. "Важно, - продолжил он, - что этот шаг Вашингтон намерен сделать накануне предстоящей встречи президентов России и США в рамках саммита "двадцатки", который пройдет 23-24 сентября.

"Это - свидетельство того, что озабоченности Москвы, связанные с так называемым третьим позиционным районом американской стратегической ПРО, восприняты Вашингтоном. А это означает, что перезагрузка российско-американских отношений происходит в нужном направлении, отвечающем интересам обеих сторон", - сказал эксперт. "Тем самым создан благоприятный фон для сближения позиций Москвы и Вашингтона по всему спектру проблем международной безопасности, и как следствие, - укрепления стратегической стабильности в мире", - подчеркнул Есин.

По мнению президента российского Института стратегических оценок Александра Коновалова, в случае отказа от ПРО в Европе, "США будут рассматривать другие схемы размещения, не так будоражащие Россию и не так мешающие борьбе с распространением ядерного оружия". "Решение США будет иметь много последствий, и в первую очередь, повлияет "на переговоры, идущие между Россией и США о сокращении стратегических наступательных вооружений", - заявил эксперт в интервью информационному телеканалу "Вести". Америка никогда не "увязывала" вопрос о размещении ПРО в Европе с подписанием договора СНВ, однако теперь "это препятствие исчезает", отметил Коновалов.

Не меньшее влияние неразмещение ПРО в Европе будет иметь и в вопросе нераспространения ядерного оружия, уверен политолог. "То, что американцы не будут размещать противоракеты, и их заявление, что угроза со стороны Ирана была переоценена, что он не так уж сильно угрожает, как поначалу это казалось, обязательно будет учтено Тегераном", - сказал он. "Это важный сигнал, свидетельствующий о серьезности отношения американцев к тому, чтобы сокращались ядерные арсеналы ведущих ядерных держав", - подчеркнул Коновалов.

Эксперты: США не откажутся от глобальной ПРО окончательно

Отказ Вашингтона от размещения объектов ПРО в Польше и Литве не повлияет на планы США по созданию системы глобальной противоракетной обороны, считают российские военные эксперты. "США не собираются отказываться от стратегической ПРО. Даже после того, как все вопросы по строительству РЛС в Чехии будут сняты, у США останется еще два позиционных района - на Аляске и в Калифорнии", - сказал "Интерфаксу" бывший начальник главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин.

По его словам, элементы ПРО на территории США никогда не беспокоили Россию. "Мы возражали против создания третьего позиционного района вблизи границ России, то есть строительства РЛС в Чехии и размещения противоракет в Польше", - отметил Есин. Эксперт пояснил, что если США примут решение отказаться от строительства РЛС в Чехии, то автоматически становится бессмысленным строительство базы противоракет в Польше.

"Объекты ПРО в Европе лишь малая часть создающейся американцами системы глобальной противоракетной обороны. В случае отказа от размещения элементов ПРО в Европе Вашингтон может развернуть их в любом другом месте", - сказал президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. По его словам, "объекты ПРО США в Польше и Чехии изначально рассматривались как некий инструмент торга и сейчас они что-нибудь потребуют взамен".

"В целом решение американского президента можно оценивать как важный шаг с положительными политическими последствиями для российско-американских отношений и европейской безопасности, - считает замдиректора Института США и Канады Павел Золотарев. - В то же время, надо понимать, что американцы от системы стратегической ПРО не отказываются и отказываться не собираются".

"Другое дело, что масштабы развертывания этой системы они не собираются на данном этапе выносить за пределы национальной территории, - отметил он. - На своей территории они ограничивают число противоракет меньшим количеством, чем было предусмотрено договором по противоракетной обороне 1972 года, от которого они отказались".

По мнению эксперта, это продиктовано тем, что "если раньше речь шла об угрозе массированного ракетно-ядерного удара со стороны СССР, то теперь такой угрозы не существует". "Но не стоит списывать со счетов возможные ограниченные удары со стороны проблемных государств или каких-либо провокационных действий с их же стороны, - заключил Золотарев. - Поэтому в определенном масштабе стратегическая система ПРО США будет не только сохраняться, но и развиваться в основном в качественном, а не в количественном плане".

Отказавшись от ПРО, США могут вспомнить предложения Путина

Решение США отказаться от размещения элементов ПРО в Восточной Европе является свидетельством прагматичной политики нового руководства страны и отвечает настроениям большинства чехов и поляков, считает вице-спикер Госдумы от фракции "Справедливая Россия" Александр Бабаков.

"Данное решение стало совокупным результатом трех факторов - новой прагматичной политики администрации Барака Обамы, активной антивоенной гражданской позиции граждан Польши и Чехии, а также последовательной разъяснительной работы руководства России", - заявил Бабаков журналистам в четверг. "Рад, что разум возобладал", - добавил он. Бабаков полагает, что опыт взаимодействия политиков и общественности разных стран может "тиражироваться" и дальше в целях решении самых разных международных, политических проблем, сколь бы сложны они ни были.

Его поддерживает президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов: "Вашингтону сегодня нужно восстанавливать к себе в мире потенциал доверия после разразившегося финансового кризиса. США сейчас гораздо выгоднее отказаться от плана по размещению объектов ПРО в Европе, чем продавливать его реализацию, которая неминуемо негативно скажется на отношениях с Россией".

Возможное решение Вашингтона от планов по европейским элементам ПРО будет являться не политическим, а прагматичным решением, подтвердил Павел Золотарев. Американское руководство демонстрирует новых подход, который "нацелен на трезвую оценку ситуации и сокращение расходов на те программы", считает замдиректора Института США и Канады РАН.

"Вслед за отказом Барака Обамы от размещения элементов ПРО в Чехии могут последовать совместные тактические шаги по реализации ранее озвученных предложений Владимира Путина (еще на посту президента РФ) об открытии совместных центров обмена информацией от систем предупреждения о ракетном нападении, - продолжил он. - Как известно, такой меморандум был подписан более десяти лет назад, но в силу целого ряда политических и экономических причин эти предложения не были реализованы".

"Сейчас возникает новая ситуация и, видимо, на эти центры могут быть возложены функции оценки степени опасности ракетной угрозы, - считает российский эксперт. - Следует в ближайшей перспективе ожидать принятие совместных решений и по этому вопросу".