Frankfurter Allgemeine: ФСБ отличается от КГБ, но держит в руках все рычаги власти в России
Архив NEWSru.ru
Frankfurter Allgemeine: ФСБ отличается от КГБ, но держит в руках все рычаги власти в России Мечта Запада стала реальностью: в Россию вернулась стабильность
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Frankfurter Allgemeine: ФСБ отличается от КГБ, но держит в руках все рычаги власти в России
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Мечта Запада стала реальностью: в Россию вернулась стабильность
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Силовики управляют парламентом, средствами массовой информации, неправительственными организациями, а также заранее решают исход выборов
Архив NEWSru.ru

Мечта Запада стала реальностью: в Россию вернулась стабильность. Как пишет немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung, связано это с особой политической ситуацией: вся власть в стране принадлежит "чекистам", а оппозиции в России нет.

В преддверье российского Дня работника органов госбезопасности газета рассуждает о том, что "силовики" времен КГБ и нынешнего ФСБ в целом изменились, но незначительно. Комитет госбезопасности, расколотый при Борисе Ельцине, не воскрес в своей первозданной форме. Многие из сегодняшних "чекистов" работали в тяжелые 1990-е годы на "олигархов" или, как сам президент Владимир Путин, на "демократов". Они научились ценить преимущества капитализма, а веру в коммунизм заменили признанием православия и национализмом (полный текст на сайте InoPressa.ru).

Однако от старой картины мира многое осталось. Силовики управляют парламентом, средствами массовой информации, неправительственными организациями, а также заранее решают исход выборов. Кроме того, повинуясь "профессиональному зуду" иронизирует Frankfurter Allgemeine, ищут себе врагов, которых нужно побеждать. И находят их внутри страны (ученые или экологи мгновенно становятся шпионами) и за ее пределами. Тут можно назвать Прибалтику, которая всячески притесняет русских, Польшу, которая присылает несвежее мясо, и Грузию, жители которой подделывают вино. Все эти страны - "приспешники американцев". Россия снова окружена врагами, которые хотят ее ослабить. А сила - это главный аргумент тех, кто в униформе. Их кредо: только тогда, когда Россия сильна, мир ее боится. Это им уже почти удалось, заключает газета.

Аппарат КГБ к распаду Советского Союза насчитывал почти 3 миллиона сотрудников. Скорее всего, такого ресурса у ФСБ сейчас нет, зато политическое влияние Службы Безопасности заметно больше. Раньше КГБ был "щитом и мечом" коммунистической партии и политбюро, а ЦК держал его в узде. По словам руководителя московского Центра исследования элит Ольги Крыштановской, сейчас не существует даже такого тормоза, поскольку в руках спецслужб сосредоточены все рычаги власти.

Если во времена Бориса Ельцина карьеру в политике могли сделать врачи, историки, парапсихологи и артисты цирка, то теперь это могут сделать только люди в мундире, заявляет газета.

Социолог Ольга Крыштановская детально изучила биографии почти тысячи ведущих российских политиков, руководителей отделов в Кремле, министров, депутатов обеих палат парламента, руководителей федеральных ведомств и глав регионов. Она обнаружила странные "пробелы" в биографии, длительные необъяснимые пребывания за границей, неожиданный карьерный рост. Все это можно назвать обстоятельствами, присущими карьере сотрудников спецслужб.

Таким образом, в аппаратах власти насчитывается 78% сотрудников - выходцев из спецслужб или вооруженных сил. Эти люди заняли и министерские кресла, в том числе в секторе экономики. Там они продолжают оставаться "офицерами запаса".

Если в первый срок президентства Путина верили, что он поддерживает баланс между чекистами и "либералами", то сегодня совершенно очевидно, что спецслужбы полностью сосредоточили власть в своих руках.

Причиной тому, как пишет газета, мог послужить отказ общества от запрета на КГБ, как это было в бывшей ГДР или других странах Центральной Восточной Европы. По окончании правления коммунистов демократическое общество пыталось держать сотрудников спецслужб как можно дальше от ведущих государственных постов.

О том, насколько сильна привязанность России к старым традициям, несколько дней назад продемонстрировал российский посол в Берлине Владимир Котенев . Во время церемонии прощания с умершим главой внешней разведки ГДР Маркусом Вольфом он предостерег от того, чтобы делать из "одного из самых лучших сыновей Германии" темную лошадку. "Только те, у кого чистое сердце, уходят из жизни так, как он", – сказал Котенев, подчеркнув, что Вольф ушел из жизни во сне.

Силовики считают себя братством, миссией которого является спасения России, пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung. Они ставят себе в заслугу то, что именно они остановили хаос ельцинской эпохи и освободили Россию от власти олигархов. Нельзя сказать, что они совершенно не правы. Многие русские воспринимали свободу и распущенность при Михаиле Горбачеве и Борисе Ельцине как угрозу. С приходом к власти чекистов Россия снова обрела традиционную для себя форму правления, когда все решает центр, а для демократии нет места.