"Третье дело" ЮКОСа начали готовить сразу после приговора Ходорковскому по "второму делу"
Архив NEWSru.ru
"Третье дело" ЮКОСа начали готовить сразу после приговора Ходорковскому по "второму делу" Буквально через две недели после вынесения приговора в отношении Ходорковского и бывшего топ-менеджера компании Платона Лебедева, т. е. в начале 2011 года, правоохранительные органы начали сбор доказательственной базы по "третьему делу"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
"Третье дело" ЮКОСа начали готовить сразу после приговора Ходорковскому по "второму делу"
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Буквально через две недели после вынесения приговора в отношении Ходорковского и бывшего топ-менеджера компании Платона Лебедева, т. е. в начале 2011 года, правоохранительные органы начали сбор доказательственной базы по "третьему делу"
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Заместитель генерального прокурора РФ Александр Звягинцев официально заявил, что в отношении Ходорковского расследуются несколько уголовных дел, "которые имеют хорошую судебную перспективу"
© РИА Новости / Сергей Субботин

Так называемое третье дело ЮКОСа, о подготовке которого в России говорят с начала года, возможно, начали "шить" задолго до того, как сведения о нем просочились в прессу. По данным информированных источников, сбор доказательной базы следователи начали чуть ли не сразу после оглашения приговора Михаилу Ходорковскому по "второму делу".

"Буквально через две недели после вынесения приговора в отношении Ходорковского и бывшего топ-менеджера компании Платона Лебедева, то есть в начале 2011 года, правоохранительные органы начали сбор доказательственной базы по "третьему делу", - сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией. - С того времени проводились обыски, выемки документов в банках и различных фирмах".

Собеседник агентства отметил, что силовики в рамках расследования добились ареста имущества и счетов, которые вызывали подозрения у следствия. "В феврале же 2013 года темп расследования был увеличен, пошли новые обыски и новые допросы", - сказал источник. "Интерфакс" отмечает, что не располагает официальным подтверждением данной информации.

Отметим, что первые сообщения о возможной подготовке "третьего дела", способного оставить экс-главу ЮКОСа за решеткой надолго (по состоянию на данный момент, напомним, Ходорковский должен выйти из тюрьмы в августе 2014 года), появились еще в 2010 году с подачи защитников Ходорковского и Лебедева. Они сообщали, что следователи уже тогда начали собирать какие-то материалы, впрочем, подробности не были известны.

В середине 2012 года появились новые данные. Тогда ряд экспертов, проанализировав процессы над другими фигурантами многоуровнего дела, высказывали мнение, что против экс-главы нефтяного гиганта готовится очередная кампания. Также политологам давно давали пищу для размышлений слухи о неком "материнском деле" ЮКОСа, якобы насчитывающем три тысячи томов.

Детали нового дела стали известны в начале 2013 года на фоне бегства из страны ректора Высшей школы экономики Сергея Гуриева. Благополучно перебравшись в Париж, экономист практически без обиняков заявил о якобы грозившей ему тюрьме в том числе из-за участия в экспертизе в 2011 году по "второму делу" ЮКОСа, признавшей процесс незаконным (а также, возможно, из-за симпатии к Алексею Навальному).

Тогда же стали известны подробности дела. Интерес правоохранителей, как сообщали различные информированные собеседники ряда СМИ, вызвали источники финансирования организаций, чьи сотрудники принимали участие в экспертизе - они, возможно, получали гонорары из-за рубежа в том числе от структур, связанных с ЮКОСом.

Как рассказывали источники, следователи считали, что помимо работы по данному направлению, эксперты в целом, занимаясь работами в правовой сфере, преследовали "далекую цель - готовить общественные экспертизы для того, чтобы незаконно повлиять на процедуры осуществления правосудия".

Также стало известно, что допросы и обыски у ряда экспертов начались как раз в середине 2012-го. И что это якобы даже заставило некоторых задолго до Гуриева покинуть страну (например, поступили сведения, что директор Центра правовых и экономических исследований при ВШЭ Елена Новикова уехала из России насовсем еще в том же 2012 году). Позже стало известно об интересе правоохранителей к таким участникам экспертизы по делу ЮКОСа, как старшему научному сотруднику Института экономики и международных отношений РАН Михаилу Субботину и экс-судье Конституционного суда Тамаре Морщаковой.

Собственно, все догадки о подготовке "третьего дела" получили подтверждение буквально на днях - заместитель генерального прокурора РФ Александр Звягинцев официально заявил, что в отношении Ходорковского расследуются несколько уголовных дел, "которые имеют хорошую судебную перспективу".

О подробностях прокурор распространяться не стал, но, по некоторым данным, речь идет именно о "деле экспертов", по нему якобы проходят 15 человек, принимавших участие в экспертизе "второго дела". С другой стороны, имеются сведения, что "третье дело" касается совершенно иного эпизода - предполагаемого хищения экс-руководством ЮКОСа 10 млрд долларов в 2005 году, и эти деньги не входят в сумму хищений, которая инкриминировалась фигурантам "второго дела".

Если данный эпизод действительно получит развитие, то, как считается, экс-глава "Менатепа" на этот раз сумеет избежать суда. Как сообщали информированные источники, "если Лебедев и будет проходить по так называемому третьему делу, то только в качестве свидетеля". Какие перспективы у бывшего бизнесмена избежать нового преследования в случае "раскрутки" "дела экспертов", пока не ясно.

В то же время не исключено, что оба этих эпизода могут оказаться связаны. По имеющимся данным, в деле о предполагаемом хищении 10 млрд долларов следствие интересуют бизнесмены, проживающие за границей (бывший финансовый директор Брюс Мизамор, бывший президент ЮКОСа Стивен Тиди, специальный советник по управлению компанией Дэвид Годфри, а также директор Group Menatep Ltd Тимоти Осборн). Можно, пожалуй, предположить, что правоохранители захотят проверить связь между данными людьми и участниками экспертизы по "второму делу", которые якобы могли получать финансирование из-за рубежа в обмен на "нужное" Ходорковскому решение.