Принятие к рассмотрению Европейским Судом по правам человека (ЕСПЧ) иска об отмене выборов 2003 года в Государственную Думу связано с политическими причинами, заявил председатель КС РФ Валерий Зорькин,
Архив NEWSru.ru
Принятие к рассмотрению Европейским Судом по правам человека (ЕСПЧ) иска об отмене выборов 2003 года в Государственную Думу связано с политическими причинами, заявил председатель КС РФ Валерий Зорькин, октябре 2010 года ЕСПЧ коммуницировал (признал приемлемой для рассмотрения) жалобу о нарушениях, допущенных во время выборов в Государственную Думу
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Принятие к рассмотрению Европейским Судом по правам человека (ЕСПЧ) иска об отмене выборов 2003 года в Государственную Думу связано с политическими причинами, заявил председатель КС РФ Валерий Зорькин,
Архив NEWSru.ru
 
 
 
октябре 2010 года ЕСПЧ коммуницировал (признал приемлемой для рассмотрения) жалобу о нарушениях, допущенных во время выборов в Государственную Думу
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Вместе с тем, председатель КС подчеркнул, что это единственный случай за все годы с момента ратификации Россией Европейской конвенции по правам человека. Конституционный Суд вынес более 180 судебных решений на основе правовых позиций Страсбургского Суда
Архив NEWSru.ru

Принятие к рассмотрению Европейским Судом по правам человека (ЕСПЧ) иска об отмене выборов 2003 года в Государственную Думу связано с политическими причинами. Такое мнение, передает ИТАР-ТАСС, высказал в четверг председатель Конституционного Суда (КС) РФ Валерий Зорькин, комментируя недавнее решение Страсбургского Суда принять к рассмотрению совместную жалобу оппозиции после пятилетнего перерыва.

"Это (решение) используется в политическом контексте", - сказал Зорькин, упомянув, что неожиданные действия Страсбурга удивили даже самих заявителей. Жалоба от КПРФ, "Яблока" и 7 частных лиц была направлена в Европейский Суд по правам человека в 2005 году, после того, как аналогичный иск оппозиции отклонил Верховный Суд РФ. В октябре 2010 года ЕСПЧ коммуницировал (признал приемлемой для рассмотрения) жалобу о нарушениях, допущенных во время выборов в Государственную Думу. До февраля следующего года российские власти должны ответить на уточняющие вопросы суда.

Между тем председатель КС полагает, что не все решения Европейского Суда по правам человека обязательны для исполнения, в частности, напрямую касающиеся суверенитета. Поводом стало дело "Константин Маркин против России", постановление по которому Европейский Суд по правам человека принял 7 октября 2010 года. Суть вопроса касается предоставления трехлетнего отпуска по уходу за ребенком для мужчин-военнослужащих (при отсутствии жены) с сохранением довольствия.

Подобная норма существует в российском законодательстве для женщин, в том числе и проходящих службу в армии. В январе этого года Конституционный Суд отказал истцу. Как рассказал Зорькин, Констутиционный Суд не дал отцу-военному такое право, так как пришлось бы распространить эту практику на все аналогичные случаи. В свою очередь Европейский Суд сделал вывод общего характера, что "дефектным является само правовое регулирование, которое ввело дискриминацию" и дал рекомендацию внести значительные изменения в законодательство.

По словам главы КС, гендерные проблемы не являются для России ключевыми. При этом он отметил, что "нельзя прикрываться национальным флагом, чтобы выбросить все решения Европейского Суда", но национальную специфику необходимо учитывать. Зорькин ссылается на зарубежный опыт в части противоречий между решениями ЕСПЧ и местных высших органов юстиции, в частности немецкий.

Федеральный конституционный суд Германии по делу 2004 года отметил, что государство вправе не учитывать решение Европейского Суда, если оно противоречит конституционным ценностям, закрепленным в основном законе страны.

Вместе с тем, председатель КС подчеркнул, что это единственный случай за все годы с момента ратификации Россией Европейской конвенции по правам человека. Конституционный Суд вынес более 180 судебных решений на основе правовых позиций Страсбургского Суда.

Более подробно Зорькин изложил свое мнение в статье "Предел уступчивости", которую опубликовал 29 октября в "Российской газете". На страницах правительственного издания Валерий Дмитриевич заявил: "Представим, что Европейский Суд удовлетворит жалобу "объединенной оппозиции". Не будет ли такое решение использоваться для раскачивания российского общества по сценариям оранжевых, тюльпановых и прочих конструируемых "революций"? И будет ли это способствовать укреплению процесса, в котором, как никогда за последние годы, конструктивно выстраиваются отношения руководства России с лидерами ведущих европейских государств?"

"Каждое решение Европейского суда - это не только юридический, но и политический акт. Когда такие решения принимаются во благо защиты прав и свобод граждан и развития нашей страны, Россия всегда будет безукоснительно их соблюдать. Но когда те или иные решения Страсбургского Суда сомнительны с точки зрения сути самой Европейской конвенции о правах человека и тем более прямым образом затрагивают национальный суверенитет, основополагающие конституционные принципы, Россия вправе выработать защитный механизм от таких решений. Именно через призму Конституции должна решаться и проблема соотношения постановлений КС и ЕСПЧ.

Если нам навязывают внешнее "дирижирование" правовой ситуацией в стране, игнорируя историческую, культурную, социальную ситуацию, то таких "дирижеров" надо поправлять. Иногда самым решительным образом", - говорит Зорькин.

"Риск противоречий между решениями судов весьма ограничен", - сказал по поводу дела Маркина председатель Европейского Суда Жан-Поль Коста, пояснив, что ЕСПЧ работает по жалобе на конкретное дело, а Конституционный Суд РФ выносит решения о законах абстрактно.

В настоящее время дело Маркина не разрешено. "Никто не может отменить решение Страсбургского Суда, и также в случае с Конституционным Судом, это необходимо учитывать на будущее", - подчеркнул Зорькин.

Позицию председателя Конституционного Суда прокомментировал юрист и политик Михаил Барщевский, представитель Правительства РФ в Верховном, Конституционном и Высшем Арбитражном Судах РФ. В эфире радиостанции "Эхо Москвы" он сказал: "Европейский суд может оценивать решения российских судов, включая Верховный и Высший Арбитражный, а решение самого Страсбургского Суда может оценивать наш Конституционный Суд. Я не уверен, что европейцам такая логика понравится".