Фигурант резонансного уголовного дела против участников молодежной организации "Новое величие" Вячеслав Крюков, объявивший голодовку после продления ему ареста 11 сентября, написал открытое письмо уполномоченному по правам человека при президенте РФ Татьяне Москальковой с просьбой о содействии. Послание 20-летнего Крюкова омбудсмену опубликовал на своем сайте член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Евгений Еникеев, который 17 сентября посетил четырех арестованных фигурантов этого дела в столичном СИЗО-3.
"Я был доведен до отчаяния, поэтому вынужден был публично объявить о том, что начинаю голодовку в связи с несогласием с этим постановлением (о продлении ареста. - Прим. NEWSru.ru), - пишет Крюков. - На следующий день я был переведен в камеру-одиночку, в которой и нахожусь по данный момент. Я полностью отказался от еды и только пью воду из-под крана".
"Администрация СИЗО каждый день убеждает меня отказаться от этого, уверяя, что я никому не нужен, что создаю только им проблемы, что судье и следователю все равно... Но как мне поступить? Если я отступлю, то не только нанесу удар по своей чести, но и признаю решение суда законным. А это недопустимо признавать правильным этот произвол, как бы тяжело и страшно ни было", - подчеркнул Крюков.
Арестант просит Москалькову о содействии в изменении ему меры пресечения на домашний арест и выражает надежду на то, что омбудсмен "не оставит его в беде".
В ходе личного общения Крюков рассказал, что с начала голодовки похудел на 10 кг: его вес на сегодня составляет 55 килограмм, при поступлении в СИЗО, по его словам он весил около 65 кг, сообщил Еникеев. Также Крюков пожаловался на тахикардию и боли в животе. К условиям содержания в СИЗО у него претензий нет, отметил член ОНК.
Также он посетил арестованных по этому делу 29-летнего Дмитрия Полетаева, 25-летнего Руслана Костыленкова и 32-летнего Петра Карамзина. Полетаев и Карамзин сказали, что думают о голодовке, но еще не приняли окончательного решения, а Костыленков сказал, что объявлять голодовку не намерен, сообщил Еникеев, добавив, что на условия содержания в СИЗО никто из этой троицы тоже не жаловался.
11 сентября Дорогомиловский районный суд Москвы продлил до 13 декабря срок содержания под стражей Крюкова, Полетаева, Костыленкова и Карамзина. Сторона обвинения обосновала ходатайство о продлении ареста этим четверым фигурантам необходимостью провести лингвистическую экспертизу, которая несколько раз была отсрочена, и большим количеством обвиняемых по этому делу, писала "Новая газета". При этом издание сообщало, что после оглашения судебного решения голодовку объявили двое - Крюков и Костыленко.
В тот же день этот же суд продлил до 13 декабря домашний арест еще двум фигуранткам дела - 18-летней Анне Павликовой и 19-летней Марии Дубовик, которых адвокаты просили отпустить под подписку о невыезде.
10 сентября Дорогомиловский суд продлил до 13 декабря домашний арест еще четверым фигурантам дела - Максиму Рощину, Павлу Ребровскому, Сергею Гаврилову и Рустаму Рустамову. Всего по этому делу проходят 10 человек.
Дело "Нового величия"
16 марта Дорогомиловский суд Москвы заключил под стражу Павликову, Дубовик, Карамзина, Полетаева, Крюкова и Костыленкова, а Рустамова, Рощина, Гаврилова и Ребровского поместил под домашний арест.
Фигурантам дела инкриминируют создание и участие в экстремистском сообществе (ч. 1 и ч. 2 ст. 282.1 УК РФ). Следствие считает, что целью обвиняемых было свержение конституционного строя в России и установление временного правительства. По версии следствия, участники движения хотели захватить власть в России после государственного переворота.
Защита фигурантов утверждает, что обвинение было построено на показаниях сотрудника силовых структур, в том числе, внедренного в группу в рамках оперативных действий штатного сотрудника Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ Александра Константинова, который представлялся активистам как Руслан Д. Именно он арендовал для группы помещение, обеспечивал ее финансово, стал автором "экстремистского" устава организации и самого названия "Новое величие". А потом именно он и стал ключевым свидетелем в этом деле.
Между тем адвокат Максим Пашков сообщил 11 сентября, что в деле фигурируют показания несовершеннолетней девушки и еще трех свидетелей: Юрия Испанцева, Максима Расторгуева и Александра Константинова. "В отношении них мера пресечения не избиралась, но нам достоверно известно, что именно на основании их показаний и было возбуждено данное уголовное дело", - заявил защитник.
В поддержку арестованных Павликовой и Дубовик была организована широкая общественная кампания. В первую неделю августа "Новая газета" создала петицию сайте Change.org с требованием изменить меру пресечения для Павликовой и Дубовик, которые на тот момент содержались под стражей уже пять месяцев. Петицию подписали почти 180 тысяч человек.
15 августа в Москве прошел несогласованный с властями "Марш матерей", участники которого требовали отпустить арестованных фигурантов дела "Нового величия" из СИЗО. На следующий день по ходатайству следствия Павликова и Дубовик были переведены судом из следственного изолятора под домашний арест.
В конце августа на сайте Change.org появилась другая петиция с требованием к руководству России полностью прекратить дело "Нового Величия". Ее инициатором стал исполнительный директор фонда "За права человека" Лев Пономарев.
Эту петицию подписали более 150 тысяч человек, в том числе журналист Владимир Познер, музыкант Андрей Макаревич, писатели Людмила Улицкая и Павел Катаев, актеры Лия Ахеджакова и Лев Прыгунов, музыкант Алексей Паперный, глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, экономист Сергеем Алексашенко, политики Владимир Рыжков и Геннадий Гудков и многие другие известные люди.
С похожим заявлением в прокуратуру и Следственный комитет обратилась мать Павликовой.