В Совете Федерации не осталось сенаторов, у которых, вопреки закону, были бы зарубежные активы, сообщила спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко 19 августа, в первый день после истечения трехмесячного срока, данного госслужащим на избавление от счетов за границей. В Совфеде и других органах власти неохотно комментируют сведения об иностранных владениях парламентариев и чиновников, но уверяют, что закон исполняется. Эксперты по отношению к "национализации элит" настроены скептически. Обзор прессы по теме публикуют "Заголовки".
По словам Матвиенко, те сенаторы, что предпочли бизнес-интересы госслужбе, указали "все, что предписывает закон", в декларациях и расстались с креслом сенаторов. "Как видим, члены палаты продемонстрировали уважение к закону и готовность соблюдать его, а не искать способы обойти его", - цитирует спикера "Интерфакс".
"Наши парламентарии должны показывать пример патриотичности, и закон ориентирует их на это. Средства следует держать на российских, а не иностранных счетах, чтобы они работали на российскую экономику", - подчеркнула Матвиенко, которая, правда, не назвала ни одной фамилии примерных патриотов. Тем временем "Коммерсант" напоминает, кто стал "жертвами" закона о "национализации элит" и покинул верхнюю палату парламента. Речь идет о бывших сенаторах Андрее Гурьеве, Андрее Молчанове, Николае Ольшанском, Дмитрии Ананьеве, написал заявление об уходе Сергей Бажанов - все как один из списка Forbes.
Отставки не обошли стороной и правительство - с поста ушел замминистра связи Денис Свердлов, у супруги которого есть счет в иностранном банке. Правда, бывший чиновник остался близок к властным кругам - он перешел на должность советника в том же министерстве. Министр по вопросам "Открытого правительства" Михаил Абызов и уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов также сообщили журналистам, что перевели объявленные вне закона активы в Россию. "Жене пришлось специально летать в США счет закрывать", - поведал Абызов.
В Госдуме о тех парламентариях, которые оказались объектами внимания нового закона, говорят неохотно. "Коммерсанту" сообщили лишь, что таких депутатов - 39 человек. Примерный список тех, кого может затронуть "национализация элит", ранее публиковал "Московский комсомолец". В перечне был упомянут справедливоросс Алексей Чепа, пожаловавшийся, что ради исполнения закона уже потерпел серьезные убытки: "Мне пришлось вернуть деньги банку, закрыть кредит, взятый на 30 лет, и перепродать квартиру (в США. - Прим. NEWSru.ru)".
Были отставки и на региональном уровне: например, госслужбу покинул олигарх Роман Абрамович, сложив полномочия председателя думы Чукотского автономного округа.
"Возникла идея отделить тех, кто уже наворовался, наелся и хочет на пенсию, от тех, кто готов работать и согласен на ограничения"
Будущее "национализации элит" в Кремле видят не совсем так, как в экспертном сообществе. "Если ты веришь в страну и находишься у рычагов управления, то ты должен сам в первую очередь соответствовать тем задачам, которые провозглашает государство", - заявил источник "Коммерсанта" в Кремле. По данным издания, власти осведомлены о лазейках, которые есть в законе, и группа депутатов Госдумы уже прорабатывает поправки. В администрации президента также заверили, что "проблемные декларации будут проверять на каждом из уровней власти - начиная с муниципалитетов и заканчивая правительством и администрацией". При этом власти уверены, что целесообразность принятого закона уже подтверждается. "Мы можем увидеть еще отставки", - полагает Депутат-единоросс Вячеслав Лысаков.
Эксперты в свою очередь обращают внимание на лазейки закона, но не только на это. "Самое сложное в реализации закона - отслеживание самого факта владения иностранными счетами, - рассказал "Российской газете" доцент кафедры теории и практики госуправления НИУ "Высшая школа экономики" Павел Кудюкин. - Вопрос в том, насколько хватит политической воли добиться от иностранных банков предоставления данных о российских владельцах счетов".
"Если постараться, то по-прежнему можно все, просто с чуть большими издержками", - поделился своим мнением о законе с "Комсомольской правдой" директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Оба эксперта подчеркивают, что главная цель закона - сделать национальную элиту менее зависимой от Запада. "Чтобы правящая тусовка контролировалась из Москвы, а не из Франкфурта, Нью-Йорка, Лондона или Шанхая, власть решила защитить чиновников от внешнего давления. Вот и возникла идея отделить тех, кто уже наворовался, наелся и хочет на пенсию, от тех, кто готов работать и согласен на ограничения", - пояснил Делягин.