Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина изменила свое мнение по поводу суррогатного материнства - еще в ноябре она ратовала за запрет такого "неестественного способа рождения детей", а теперь отстаивает позицию о правовом регулировании этого процесса. Как передает "Интерфакс", Мизулина на заседании своего комитета в четверг заявила, что экспертной группе предложено проработать вопрос о подготовке соответствующего законопроекта.
Депутат отметила, что в комитет в последнее время поступило большое количество обращений от граждан по данной теме. Мизулина признала, что в России суррогатное материнство совсем не регулируется - в частности, не определен статус суррогатной матери, биологических родителей и самого ребенка.
Особое беспокойство депутата вызвало то, что на проблемы в этой сфере России указывают даже на Западе. "Это, конечно, не очень хорошо, когда иностранцы обращают внимание на то, что мы остаемся единственной страной, где нет никакого регулирования, все пущено на самотек", - с сожалением признала депутат.
- Только четверть россиян считает суррогатное материнство морально неприемлемым
По словам Мизулиной, перед подготовкой законопроекта комитет планирует провести круглый стол с участием представителей Минздрава и общественности, в том числе религиозной, а также, возможно, парламентские слушания по теме. Комитет постарается внести законопроект уже следующей весной, тогда же его может принять Госдума, рассчитывает депутат.
Французы спрашивали: "Что, теперь наши геи ездят в Россию и покупают суррогатных матерей?"
В российском законодательстве имеются положения, касающиеся суррогатного материнства, но они противоречат друг другу. Так, в одном законе говорится о том, что такая процедура осуществляется в соответствии с договором. В Семейном же кодексе сказано, что без согласия суррогатной матери биологические родители не могут быть записаны родителями ребенка.
Как рассказала Мизулина "Интерфаксу", в настоящее время договоры о суррогатном материнстве заключают репродуктивные центры, при этом суррогатная мать часто "не знает, кто биологические родители, и ей даже ребенка не показывают".
Глава комитета, отметив, что готовящийся законопроект будет посвящен именно регулированию вопросов суррогатного материнства, а не запрету этих технологий, напомнила, что в странах Евросоюза суррогатное материнство "мало где разрешено, но если разрешено, то очень жесткие условия, даже в Нидерландах". Так как в России эта сфера не урегулирована, в РФ приезжают граждане других стран именно за этим, отметила Мизулина.
"На встрече французы нас спрашивали: а что, теперь наши геи ездят в Россию и покупают суррогатных матерей?" - сказала депутат.
Однако для многих семей, которые не могут иметь детей, суррогатное материнство - единственный выход, подытожила Мизулина, отметив, что, однако, контроль общества за этой сферой обязателен.
Только четверть россиян считает суррогатное материнство морально неприемлемым
Напомним, обострение интереса к суррогатному материнству в российском обществе произошло после сообщения о рождении таким способом двойняшек Елизаветы и Гарри у певицы Аллы Пугачевой и ее мужа Максима Галкина.
Из результатов недавно проведенного опроса общественного мнения ВЦИОМ следует, что лишь 26% россиян считают суррогатное материнство морально неприемлемым. Каждый второй опрошенный уверен, что суррогатные матери делают важное и нужное дело.
При этом 76% респондентов допускают использование услуг суррогатной матери. 60% респондентов считают возможным прибегнуть к этой мере лишь в том случае, если нельзя завести детей самостоятельно, 16% полагают это нормальным в любой ситуации.
20% россиян заявили о недопустимости существования суррогатного материнства. Как показал опрос, его участники, имеющие начальное образование, настроены более радикально - 30% считают невозможным использовать услуги суррогатных матерей. Из имеющих высшее или незаконченное высшее образование таких людей 15%.
Молодые люди настроены более лояльно, чем представители старшего поколения - из них поддержали суррогатное материнство 59% против 40% среди пожилых.
45% респондентов заявили, что при невозможности иметь детей взяли бы ребенка из детдома. 25% прибегли бы к суррогатному материнству. 30% не смогли ответить на этот вопрос.