Заместитель председателя Верховного суда РФ Владимир Давыдов предложил привлекать к работе судов народных заседателей
© РИА Новости / Владимир Федоренко
Заместитель председателя Верховного суда РФ Владимир Давыдов предложил привлекать к работе судов народных заседателей Идею возвращения народных заседателей к участию в работе судов ранее одобрил глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Заместитель председателя Верховного суда РФ Владимир Давыдов предложил привлекать к работе судов народных заседателей
© РИА Новости / Владимир Федоренко
 
 
 
Идею возвращения народных заседателей к участию в работе судов ранее одобрил глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов
© РИА Новости / Михаил Климентьев
 
 
 
Все это является продолжением реформы Верховного суда
Moscow-Live.ru

Заместитель председателя Верховного суда РФ Владимир Давыдов предложил привлекать к работе судов народных заседателей. Также чиновник выступил с инициативой сократить число присяжных заседателей в областных судах с 12 до 7, а также предусмотреть по ходатайству обвиняемого участие присяжных заседателей в количестве пяти человек для рассмотрения дел об особо тяжких преступлениях в районных судах, сообщает ТАСС.

Касаясь инициативы о народных заседателях, он пояснил, что можно разрешить по просьбе обвиняемых рассматривать дела о некоторых тяжких и особо тяжких преступлениях в составе судьи и двух народных судебных заседателей. Тем самым предлагается вернуться к традиции советского времени.

Идею возвращения народных заседателей к участию в работе судов ранее поддержал глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов. По его словам, "идея в каком-то смысле возвращения к институту народных заседателей в более продвинутой, более современной интерпретации обсуждалась в совете и получила одобрение".

Что же касается судов присяжных, то Давыдов рассказал, что есть два варианта реформы этого института: сократить число присяжных и позволить заседателям также разрешать вопросы права. Сейчас коллегия присяжных заседателей в своем вердикте устанавливает только вопросы факта - было ли совершено преступление и виновен ли подсудимый.

Количество присяжных в судах предлагают сократить с 12 до 7 человек в областных и краевых судах. А в районных судах ввести коллегии присяжных по 5 человек, которые смогли бы рассматривать особо сложные дела вместе с судьями, сообщает РБК. Все это мотивируется тем, что простые граждане не хотят быть присяжными. Желающих мало, ведь за это не платят. Когда приходит повестка с предложением стать присяжным, человек обычно игнорирует ее, потому что боится нагрузки или преследования со стороны обвиняемого.

За последние годы количество судебных процессов с участием присяжных сократилось, а с принятием новых норм УПК их осталось совсем мало. При этом число оправдательных приговоров также заметно уменьшилось.

Все это является продолжением реформы Верховного суда. В феврале 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о создании нового Верховного суда РФ путем объединения "старого" ВС и Высшего арбитражного суда с внесением соответствующей поправки в Конституцию РФ.

Верховный суд Российской Федерации формируется как один высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным судам. Действующий ВАС РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию объединенного суда. Оговаривается, что до дня вступления в силу поправок в Конституцию РФ устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев.

По замыслу, объединение двух судов призвано гуманизировать уголовное законодательство, обеспечить единые подходы к разрешению споров граждан и организаций. Путин, предлагая объединить две инстанции, мотивировал это тем, что реформа позволит "искоренить обвинительный уклон" в экономических спорах и "исключить поводы для перевода хозяйственных споров в уголовное преследование". В то же время такую реформу критиковали как эксперты, так и сами участники объединения.