Банкир Алексей Френкель, обвиненный в организации убийства зампреда ЦБ Козлова, мог быть наказан за несговорчивость. Он намеревался разоблачить схему, в которой в интересах ЦБ отмывались миллионы долларов через банки, у которых скоро отзовут лицензии
Reuters
Банкир Алексей Френкель, обвиненный в организации убийства зампреда ЦБ Козлова, мог быть наказан за несговорчивость. Он намеревался разоблачить схему, в которой в интересах ЦБ отмывались миллионы долларов через банки, у которых скоро отзовут лицензии Френкель намеревался разоблачить схемы, при помощи которых сотрудники ЦБ отмывали деньги через банки, которым грозил отзыв лицензии
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Банкир Алексей Френкель, обвиненный в организации убийства зампреда ЦБ Козлова, мог быть наказан за несговорчивость. Он намеревался разоблачить схему, в которой в интересах ЦБ отмывались миллионы долларов через банки, у которых скоро отзовут лицензии
Reuters
 
 
 
Френкель намеревался разоблачить схемы, при помощи которых сотрудники ЦБ отмывали деньги через банки, которым грозил отзыв лицензии
Архив NEWSru.ru
 
 
 
По версии Френкеля, ЦБ "регулирует очень прибыльный рынок обналички, милует тех, кто обналичивает и исправно платит, и карает тех, кто платить не хочет и отказывается идти на панель"
lewisrose.com

Банкир Алексей Френкель, обвиненный в организации убийства зампреда ЦБ Козлова, мог быть наказан за несговорчивость. Он намеревался разоблачить схему, в которой в интересах ЦБ отмывались миллионы долларов через банки, у которых скоро отзовут лицензии. Пространное письмо Френкеля, которое он написал за месяц до своего ареста, опубликовано в пятницу на сайте газеты "Коммерсант".

Френкель намеревался разоблачить схемы, при помощи которых сотрудники ЦБ отмывали деньги через банки, которым грозил отзыв лицензии. Френкель пишет, что отзыв лицензии у подконтрольного ему ВИП-банка как раз и объясняется тем, что он отказался обналичивать деньги для чиновников из Центробанка. При этом никаких конкретных фамилий в тексте не указано, а названия банков, отмывавших деньги, по большинству заменены на "........." при публикации.

- Прокуратура считает заявления Френкеля "одним из видов защиты"
- Аскеровой предъявили обвинение в пособничестве
- Случай "Роскомветеранбанка"
- Справка: как "моют" деньги
- Дело Френкеля: от отмывания до убийства

Как сообщил газете президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов, 18 января отец Френкеля, Ефим Френкель, при личной встрече попросил его передать в СМИ материал, отправленный Мамонтову Алексеем Френкелем 6 ноября по электронной почте. "Ефим Френкель встречался с сыном в изоляторе временного содержания 16 января, и Алексей Френкель дал разрешение на публикацию", - сообщил президент ММВА.

Письмо банкира состоит из нескольких разделов. Сначала он анализирует российское законодательство по отмыванию денег, и приходит к выводу, что как раз с отмыванием оно не борется.

Затем разбирается, на основе каких критериев принимали или не принимали банки в систему страхования вкладов, которая дает возможность работать с вкладами физических лиц. Указывает, что чиновники ЦБ "интуитивно" отказывали многим банкам с безупречными отчетами. В то же время, утверждает Френкель, "в систему страхования вступили банки, находящиеся на квартирах, полуподвальных помещениях, численностью работников в 15 человек. На что жили и живут эти банки? Осмелюсь сказать, что сотни банков, принятых в систему страхования, как занимались обналичкой, так и занимаются, многие ничего другого не умеют, а некоторые даже не хотят уметь".

"Факты не подтверждают, что всенародно озвученный критерий "моет - не моет" был решающим при отборе банков в систему страхования. Зато факты подтверждают, что избирательный принцип применения законодательства при отборе в систему страхования был применен Центральным Банком в полной мере", - пишет Френкель.

После этого Френкель приводит примеры того, как работала преступная схема и для чего у банков отзывали лицензии. По версии Френкеля, ЦБ "регулирует очень прибыльный рынок обналички, милует тех, кто обналичивает и исправно платит, и карает тех, кто платить не хочет и отказывается идти на панель". Френкель утверждает, что ВИП-банк отказался работать по схеме, за что и поплатился лицензией. Бизнес был разрушен буквально за три дня, утверждает он.

Главный вывод Френкеля таков: "Центральный Банк России заинтересован в открытии для иностранных банков российского рынка. С их помощью он участвует в широкомасштабной схеме по выводу капиталов за рубеж, причем не крохами, а миллиардами долларов в год. Для расчистки пространства для них необходимо создать и постоянно поддерживать иллюзию, что российские банки грязные, они постоянно и повсеместно моют деньги".

Поэтому возникла правоприменительная практика. "Центральный банк не интересуют преступления на экономической почве. Тем более его не интересует финансирование терроризма. Для этого существуют другие ведомства. Изобретена простая формула: находишь 2 не вовремя направленных сообщения в Росфинмониторинг за год, а это можно найти минимум у 95% банков, у крупных - абсолютно у всех, и вот тебе, пожалуйста, неоднократное неисполнение 115-го закона. Формально-юридический состав для отзыва лицензии. Можно нагибать любой банк по своему усмотрению. Тех, кто не слушается, качает права, ходит в суд или не платит - в первую очередь", - утверждает Френкель и призывает задуматься.

Случай "Роскомветеранбанка"

Этот банк являлся участником системы страхования, вступил в неё в январе 2005 года. Как и в случае с банком "Нефтяной", этот банк явно к моменту вступления в ССВ находился в разработке спецслужб, так как в мае 2005 года в банк пришли сотрудники Департамента экономической безопасности МВД РФ и изъяли 97 млн. рублей неучтенной наличности, пишет Френкель.

Согласно пресс-релизу Центробанка, этот банк "допускал многочисленные нарушения банковского законодательства в части ведения кассовых операций, организации бухгалтерского учета, неисполнения требований предписаний Банка России, а также требований законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов. Кредитная организация неадекватно оценивала риски на возможные потери, что привело к значительной потере размера ее собственных средств (капитала). За указанные нарушения к банку неоднократно применялись как предупредительные, так и принудительные меры воздействия".

"Внушительный перечень, не правда ли? В совокупности с изъятыми милиционерами 97 миллионами неучтёнки, диагноз ясен. Но Центральный Банк в данном случае лицензию не отзывает. Он чего-то ждет. - пишет Френкель. - И вот, наконец, дождался: "В течение декабря 2005 года банк осуществил операции по "обналичиванию" денежных средств отдельным клиентам на сумму более 35,3 млрд рублей. При этом валюта баланса банка составляла менее 164 млн рублей... С мая по декабрь Центральный Банк терпеливо полгода ждал, когда же банк, наконец, обналичит 35 миллиардов. Когда это произошло, Центральный Банк тщательно считает, сколько же надо заплатить вкладчикам ("по предварительным данным размер обязательств банка перед вкладчиками не превышает 11 641 тыс. рублей"), и только после этого не спеша отозвал лицензию - 25 января 2006 года".

Френкель утверждает: "Осенью 2005 года руководству "Роскомветеранбанка" сделали предложение, от которого было трудно отказаться: "у Вас после изъятия 97 миллионов финансовые трудности, Вашему банку всё равно недолго жить осталось, давайте его подожжём". На жаргоне "поджечь" банк - значит, прокрутить через него миллиарды рублей наличности за очень короткий срок. Руководство "Роскомветеранбанка" согласилось, и банку дали "поработать".

Прокуратура считает заявления Френкеля "одним из видов защиты"

В Генеральной прокуратуре опубликованное в пятницу письмо Френкеля назвали "одним из способов защиты". Комментируя это сообщение, первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заметил: "Видимо, обстановка лишения свободы способствует появлению каких-то мыслей, писем и обращений. Что мешало ему выступить ранее, ведь со времени события до ареста прошло четыре месяца". Отметим, что, письмо как раз и было написано за месяц до ареста. Неизвестно, правда, почему публикация была отложена.

"Я считаю, что это может быть лишь один из способов защиты", - заявил Буксман "Интерфаксу".

Комментариев Центробанка пока не поступало.

На вопрос, намерена ли генеральная прокуратура добиваться лишения адвокатского статуса защитника Френкеля Игоря Трунова за разглашение сведений, составляющих тайну следствия, Буксман ответил: "По моим данным, никаких официальных обращений пока в соответствующие органы не направлялось. Если такие намерения имеются, то это, скорее всего, будет делать следствие".