Обсуждение фильма Андрея Звягинцева "Левиафан", получившего накануне очередную международную награду, продолжает набирать градус. Глава поселка Териберка, где проходили съемки, грозит журналистам и "всей блогосфере" судом, а актер, сыгравший роль митрополита, столкнулся с угрозой увольнения. Сам режиссер уверяет, что снимал кино вовсе не о России.
Скандал с главой мурманского поселка начался с того, что в населенном пункте побывал корреспондент проекта Bigpicture Михаил Мордасов. Он пообщался с жителями поселка и снял фоторепортаж. Чиновница, по словам журналиста, потребовала показать ей, что он "наснимал", и удалить кадры, которые ей не понравятся.
Трубилина сказала, что посмотрела только первые 15 минут "Левиафана", но в целом знакома с сюжетом. Ее огорчили слова исполнителя главной роли Алексея Серебрякова о том, что их поселок спился. "Кормится с руки России, а такие вещи про нее говорит. Я бы запретила ему здесь работать. Он пока у нас жил, каждый день ходил в магазин водку покупать, иногда даже кого-то из местных просил, чтобы на съемочную площадку водку ему принесли. Мы их тут встретили, помогли чем могли, а они теперь так плохо о нас говорят", - посетовала чиновница.
Как уверяет корреспондент фотопроекта, не все жители Териберки считают, что режиссер сгустил краски. "Звягинцев очень точно передал наше сегодня, хорошо рассказал про Териберку и местных. Мне кажется, что актеров можно было даже не брать, просто взять местных жителей, и они бы прожили свою жизнь - так, как актеры сыграли", - высказалась бывшая медсестра ныне закрытой больницы.
По мнению жительницы поселка, режиссер показал жизнь Териберки очень "интеллигентно", грязь и разруху почти не снимал. "У главного героя в доме есть ванная, а попробуй зайти в наши дома - страшно, как после войны. У меня в доме, например, третий день нет воды", - отмечает медсестра.
После публикации репортажа основатель проекта Сергей Барышников рассказал в Facebook: "Только что позвонила глава муниципального образования Териберка Татьяна Трубилина и проорала: "Если вы сейчас же не удалите из поста мою фамилию и фотографию, то я засужу тебя, фотографа и всю вашу блогосферу". Откуда она знает слово "блогосфера" я не очень понял, но ситуация вокруг поста становится все интереснее".
Все говорят одну и ту же фразу: "Вы приезжие, а нам тут жить"
Пользователей соцсети возмутила позиция Трубилиной, и они предложили ответить "эффектом Стрейзанд" - растиражировать информацию, которую пытаются замолчать. Сообщение Барышникова перепостили почти 600 человек, еще 1700 поставили "лайки". Благодаря резонансу Bigpicture пережила такой наплыв посетителей, что в какой-то момент серверы не выдержали и администрации сайта пришлось принимать меры.
"Я с этим сталкиваюсь в своей работе регулярно. Приезжаешь из Москвы в любой регион и пишешь о том, что там происходит, о каком-то человеке, о его работе, борьбе или проблемах, и, буквально, сразу же после выхода текста он просит его изменить, убрать, снять или что-то еще. При этом угрожает, плачет, расстраивается и боится. Либо кто-то из его начальников просит это сделать. Либо кто-то из семьи. Все боятся", - рассказал в Facebook журналист Дмитрий Алешковский, руководитель проекта "Нужна Помощь.ру".
"Вот простой пример, совсем недавно мы опубликовали совершенно безобидный текст о стариках в Ржевском доме престарелых. Тут же чиновники начали давить на Лизу Олескину, чтобы они убрали упоминание Ржева из этой статьи. Или я ездил в Амурскую область писать про детдом для Русгидро. И ни в одном слове не наврал, все описал честно и без приукрашивания, так все на уши встали и боялись, что придет проверка, вплоть до "детский дом закроют". И такие ситуации - постоянно происходят. Буквально с каждой честной публикацией. И почти все говорят одну и ту же фразу: "Вы приезжие, а нам тут жить". Это так странно, когда тебе, приезжему, больше дела до местного детского дома или больницы, чем местному", - поделился он.
В Самаре удивляются - митрополита должен был играть актер оппозиционного театра
Тем временем в Самаре обсуждают возможность увольнения с должности главного режиссера Государственного самарского академического театра драмы Валерия Гришко за то, как он сыграл архиерея в нашумевшей картине. Соответствующее обращение от имени общественности направлено на имя главы регионального Министерства культуры Ольги Рыбаковой.
"Этот низкопробный клеветнический опус, подающий исключительно в черном свете наше государство и Православную церковь, всячески рекламируется и превозносится либеральными СМИ и даже выдвинут на международные премии. Мы присоединяемся к здравым суждениям всех противников подобной "чернухи" в отечественном кинематографе", - цитирует документ "Интерфакс".
Авторы обращения называют персонажа фильма, сыгранного Валерием Гришко, "циничной и грязной пародией на русский православный епископат". "Было бы естественно, если бы подобные выпады в своем творчестве допускал артист оппозиционного художественного коллектива, финансируемого, как это часто бывает, из иностранных фондов", - возмущаются они.
Как отмечает Ura.ru, авторы письма, среди которых депутат Самарской думы Дмитрий Сивиркин, все же не призывают к запретам, оставляя решение за теми, кто "уполномочен решать такие вопросы".
В свою очередь Валерий Гришко отверг обвинения своих земляков в нелюбви к Родине и заявил, что не считает роль пародийной. В комментарии ТАСС он отметил, что "мнений о фильме очень много и они очень разные - любой острый фильм вызывает волну противоречивых откликов". Он признался, что пока не знает, как отреагирует на попавшее в открытый доступ письмо. "Я бы с удовольствием подал в суд, если бы знал, что за оскорбление чести и достоинства я бы получил миллион рублей, которые я смог бы, например, послать в Новосветловку Луганской области - там разбомблен детский дом, они собирают деньги на оконные рамы", - добавил Гришко.
В Омске отказались считать Звягинцева художником - он "подмастерье какой-то"
Добавим, с репрессивными настроениями столкнулся и сам создатель картины Андрей Звягинцев. Так, теперь его отказываются видеть в Омске, рассказывает "СуперОмск". Письмо с ультиматумом режиссеру направил начальник кинодосугового отдела департамента культуры администрации города Сергей Фамильцев.
"Я скорблю о том, что человек так быстро взлетел, стал известным, стал мастером и так быстро опустился. Художник в ответе за то, что он выпускает в большой свет. Времена чернухи давно прошли. В 1990-х годах пробовали, старались, из кожи лезли, только чтобы нас на Западе показали. Почему бы он не оставил эту подлинную историю непосредственно (имеется в виду история американца Марвина Химайера. - Прим. NEWSru.ru). Почему - ну, наверное, можно и не спрашивать, потому что так будет более душещипательно и интересно для Запада. Они хотят нас видеть такими, а он им подыграл", - высказался чиновник.
"Пора какую-то грань вносить в работу телевидения и кино. Не стоит лишний раз посыпать себя пеплом. Нужно сейчас рассказывать о лучшем, а не о худшем. Мы так увлеклись самобичеванием, что можем заставить молодежь не уважать свою страну. Нужно вводить какие-то ограничения, нужно давать оценку. Я считаю, как человек, занимающийся кино, что такие фильмы нельзя пускать на экран. Пусть он сам смотрит и наслаждается той грязью, которую собрал. Возможно, Звягинцев получит "Оскара", так же как Обама - премию мира, это примерно все похожее", - заявил Фамильцев.
Позднее, комментируя свою позицию, представитель администрации Омска рассказал, что Звягинцев для него "потерял значимость как художник". "А безответственный перед своим народом, перед своим зрителем - это уже не творец и не художник, это так, подмастерье какой-то", - добавил он.
Фильм Звягинцева "оценили" и в КПРФ: лидер коммунистической партии Геннадий Зюганов заявил, что фильм носит "антинациональный характер". "Взята развалившаяся деревня в Мурманской области, и на этой чернухе показана наша жизнь. Это не первый и не последний фильм. Весь смысл сводится к такому показу и мраку, который деморализует и парализует. А в условиях нынешней ситуации, на мой взгляд, это носит антинациональный характер. Это психологический паралич", - сказал Зюганов на заседании фракции КПРФ в Госдуме.
Звягинцев: эта история не о России, она универсальна
Между тем в интервью Первому каналу Андрей Звягинцев рассказал, что снимал кино вовсе не о России. "Настолько, под таким серьезным микроскопом рассматривают, что воспринимают фильм, как документальный. То обстоятельство, что мы снимали на берегу Баренцева моря в поселке Териберка на Кольском полуострове, никак не свидетельствует о том, что мы рассказываем историю о северянах, живущих на Кольском полуострове. Мы рассматриваем это как историю вообще, когда вы говорите о наднациональной или, другими словами, универсальной идее этого замысла, то это действительно так. История с Химейром, случившаяся в Колорадо, это просто, как бы сказать, отправная точка, это некое семя, которое упало в землю, растворилось в ней и дало совершенно новый плод, что ли, совершенно новую историю", - признался режиссер.
По словам Звягинцева, это фильм "о человеке. О человеке, о маленьком человеке, о столкновении его с системой, на каком бы языке он ни говорил, в какой бы части мира он ни проживал, вот и все. Это просто окрашено в те тона, о которых можно было бы сказать, что это история, снятая в России. Но это фильм о человеческом уделе. Вот я бы так сказал. Тут нет никаких открытий".
"Эта история абсолютно универсальна. Нас семь миллиардов, не 140 миллионов, мы - огромная планета людей, и все люди очень похожи. Вот как-то так", - добавил он.
"Левиафан" - авторская интерпретация истории библейского Иова, рассказанная на материале современной России, и отсылка к одноименному сочинению знаменитого английского философа Томаса Гоббса. В фильме повествуется о жителе небольшого городка на берегу Баренцева моря по имени Николай, у которого продажный мэр пытается конфисковать почти все имущество.
Мировая премьера кинокартины состоялась на Каннском международном кинофестивале 23 мая 2014 года. Ожидается, что в России "Левиафан" выйдет в широкий прокат в феврале.