Туркменский бизнесмен российского происхождения Александр Рябикин выиграл в Европейском суде по правам человека иск против России, которая хотела выдать его на родину. Судьи решили, что выдача для уголовного преследования в Туркмении нарушит третью статью Европейской Конвенции о правах человека (запрет пыток и жестокого обращения). Выходит, что это решение - первое подобного рода, в котором Европейский Суд по существу оценил ситуацию с правами человека в Туркменистане. Заявитель должен получить от России более 20 тысяч евро.
Александра Рябикина в Европейском Суде представляли юристы Европейского центра защиты прав человека и Правозащитного центра "Мемориал", в котором и изложили NEWSru.ru подробности дела.
Александр Рябикин является гражданином Туркмении. Члены его семьи проживают в России. В конце 1990-х годов он возглавлял компанию "Аргамак", работавшую в Туркмении, но покинул страну в 2001 году, вылетев в Объединенные Арабские Эмираты, а оттуда в Россию, где обратился за получением гражданства. Туркменские власти предъявили Рябикину обвинение в совершении экономических преступлений. Поскольку заявитель в это время уже находился в России, власти направили запрос об экстрадиции.
25 февраля 2004 года Рябикина арестовали в миграционной службе Санкт-Петербурга, куда он явился по повестке, требовавшей его прихода "в связи с вопросами российского гражданства". 27 февраля 2004 г. Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга принял решение о заключении заявителя под стражу в связи с экстрадицией, которое 12 марта 2004 года было оставлено в силе Санкт-Петербургским городским судом.
Европейский же Суд по правам человека указал российским властям, что не следует экстрадировать заявителя в Туркмению, пока дело не будет рассмотрено в Страсбурге. По неизвестной причине, российские власти не приняли окончательного решения об экстрадиции, в результате чего заявитель более года находился под стражей, и Санкт-Петербургские суды отказывались рассматривать правомерность его содержания. В 2005 году Рябикина все же освободили.
При содействии Правозащитного центра "Мемориал" Рябикин подал жалобу в Европейский Суд. Там рассмотрели в том числе материалы о ситуации с правами человека и об условиях заключения в Туркмении. Суд отметил, что она является "одной из наиболее репрессивных и закрытых стран в мире", что сведения из объективных источников говорят о чрезвычайно тяжелых условиях заключения и что туркменские власти не соглашаются на допуск в места содержания под стражей не только международных, но вообще любых независимых наблюдателей.
Суд также отклонил замечание правительства России о полученных от туркменской стороны гарантии, указав, что у российских властей нет никаких средств проверить соблюдение этих гарантий туркменскими властями. Кроме того, в соответствии с практикой Суда, дипломатические гарантии сами по себе недостаточны для того, чтобы утверждать, что в стране назначения отсутствует риск применения пыток и жестокого обращения в отношении экстрадируемого.
Суд также постановил нарушение ст. 5 Конвенции в связи с незаконностью содержания заявителя под стражей в Санкт-Петербурге и в связи с невозможностью добиться судебной проверки правомерности содержания под стражей в петербургских судах.
Рябикину присудили 15 000 евро компенсации морального вреда и 8299 евро компенсации судебных расходов и издержек.
Отметим, что год назад Страсбургский суд вынес аналогичное решение, правда, в отношении российского гражданина Мурада Гарабаева. Ситуация отчасти схожая: Россия должна выплатить 20 тысяч евро за то, что, несмотря на Конституцию РФ, выдала Гарабаева Туркмении. Он являлся бывшим сотрудником туркменского Центрального банка, и на родине его тоже обвинили в махинациях. Однако, как подчеркивают правозащитники, в деле "Гарабаев против России" Европейский Суд нашел нарушение ст. 3, в основном полагаясь на тот факт, что российские власти не получили у туркменских властей никаких гарантий гуманного обращения с заявителем.
Дело Гарабаева вызвало скандал еще и потому, что Генпрокуратура отказывается выдавать российского бизнесмена Андрея Лугового, подозреваемого по "делу Литвиненко", ссылаясь на то, что выдача граждан РФ противоречит Конституции России. При этом ведомство почему-то не оглядывается на туркменский прецедент.