Российские правозащитники разработали советы по общению с отечественными спецслужбами. Соответствующая памятка появилась на сайте организации "Команда 29".
Материал носит название "Если за вами пришли" и проиллюстрирован изображением основателя ВЧК Феликса Дзержинского. В статье рассказывается, что делать человеку, к которому с обыском или для допроса пожаловали гости из ФСБ. В анонсе говорится, что служба "с каждым годом заводит все больше дел по статье о госизмене" и процессы по ним "чреваты произволом".
Правозащитники утверждают, что сотрудникам ФСБ практически не нужно повода, чтобы навестить любого человека: "Опубликовали вы какую-нибудь статью в иностранном журнале, встретились ли со знакомым иностранцем, обменивались ли электронными сообщениями со своими родственниками за рубежом". А вот материалы беседы с гражданином, которому вежливо предложили "проехать", могут стать причиной для возбуждения уголовного дела, поскольку следователь формулировки обычно подбирает сам.
Правозащитники отмечают, что сотрудники спецслужб могут сделать что угодно, чтобы им открыли дверь: представляются "соседями, дворником, водопроводчиком, почтальоном" или встречают на выходе из дома. "Предлагают проехать на беседу. Они вежливо намекают, что лучше всего это сделать, иначе они могут применить что-то иное, и вообще говорят загадками", - описывают правозащитники.
В памятке юристы советуют не соглашаться куда-либо ехать, а если даже увезли - не давать показания. "Это право дано вам статьями 46 и 47 УПК РФ. Лучше молчать", - говорится в статье. Также правозащитники советуют отказаться от предоставленного государственного адвоката и поискать другого защитника (лучше опытного).
Родственников надо предупредить, чтобы они отказывались от подписки о неразглашении. "Помните: ваши родственники имеют полное право ничего не подписывать и ничего не рассказывать", - говорится в статье.
Сотрудник "Команды 29" адвокат Иван Павлов вел дело домохозяйки Светланы Давыдовой, которая позвонила в посольство Украины и рассказала о передислокации военнослужащих из вязьменских частей, предположительно, к зоне конфликта в Донбассе. Позднее дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления.
Накануне Мосгорсуд приговорил к девяти годам колонии строгого режима главного инженера одного из научно-производственных комплексов Москвы Максима Людомирского, признав его виновным в госизмене (ст. 275 УК РФ)
В последнее время в России возникло множество уголовных дел, связанных с государственной изменой и шпионажем. Так, в середине октября Московский городской суд приговорил бывшего директора украинского завода "Знамя", 73-летнего Юрия Солошенко, к шести годам колонии строгого режима за шпионаж в пользу Украины.
В сентябре бывший радиоинженер Главного разведывательного управления Минобороны РФ Геннадий Кравцов получил 14 лет колонии строгого режима по обвинению в госизмене.
В конце того же месяца в Краснодаре началось в закрытом режиме судебное следствие по делу жителя Сочи Петра Парпулова, которого обвинили в измене Родине.
Среди обвиняемых также - пенсионер и экс-сотрудник Российского федерального ядерного центра Владимир Голубев, бывший сотрудник Московского патриархата Евгений Петрин, бывший сотрудник МВД Роман Ушаков.