В Пресненском суде Москвы в понедельник, 19 сентября, прошли прения сторон по делу известного блогера Антона Носика, обвиняемого в распространении экстремистских материалов в связи с его публикацией об операции Воздушно-космических войск (ВКС) России в Сирии.
Как передает "Интерфакс", прокурор попросила приговорить журналиста и медиаменеджера Антона Носика к двум годам лишения свободы в колонии общего режима, а также изменить ему меру пресечения при вынесении приговора и взять обвиняемого под стражу в зале суда.
В ходе прений прокурор учла и наличие у блогера государственных наград, и нахождение на иждивении малолетнего сына, но все равно затребовала реальный срок, чем удивила обвиняемого, сообщает радиостанция "Эхо Москвы". В то же время после заседания Носик, который ранее высказывал предположение, что его оштрафуют на 180 тысяч рублей, отметил, что жесткость позиции обвинителя ему даже на руку.
На заседании Носик заявил о своей невиновности и попросил суд его оправдать. Он еще раз озвучил тезисы своей статьи, которые стали поводом для уголовного дела, и согласился с тем, что, излагая свою позицию относительно Сирии в эфире радиостанции "Эхо Москвы", он "перегнул палку". "Программа называется "Особое мнение", туда как раз приходят люди с особым мнением и перегибают палку", - пояснил журналист.
Позднее в своем блоге Носик отдельно написал про его якобы "признание" о том, что он "перегнул палку". "Это там какой-то корреспондент (не отследил, какого агентства) недослушал, недопонял, пропустил вопрос судьи, привел десятую часть моего ответа, - и вот уже читаю во всех заголовках, что я что-то там вдруг признал в ходе допроса", - написал он.
Кроме того, Носик по памяти восстановил свой ответ на вопрос судьи о том, признает ли он, что перегнул палку во время радиоэфира. "В программы "Эха Москвы", которые называются "Особое мнение" и "Персонально ваш", гостей именно затем и зовут, чтобы они там перегибали палку, высказывали свое пристрастное личное мнение в самых категорических и провокативных выражениях. Это ровно тот самый разговорный блок в эфирной сетке, куда зовут всяких Прохановых, Пушковых и прочих мечтателей о "радиоактивном пепле", чтобы они перегибали палку и провоцировали слушателей радиостанции на собственные мысли по обсуждаемым вопросам... Только я не вижу в таком перегибании палки предмета для рассмотрения в уголовном суде", - отметил Носик.
Оглашение приговора по делу Антона Носика запланировано на 3 октября. В настоящее время блогер находится под подпиской о невыезде.
Антон Носик обвиняется по части 1 ст.282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Свою вину он не признает.
По данным следствия, Носик 1 октября 2015 года в "Живом Журнале" выложил публикацию под названием "Стереть Сирию с лица земли". В посте он приветствовал бомбардировки Сирии - как известно, 30 сентября того же года Россия начала в Сирии военную операцию - в поддержку армии президента Башара Асада.
Гражданин Израиля Носик сравнил арабскую республику с нацистской Германией и написал, что для Израиля она всегда была "совершенно реальным военным противником". По словам блогера, "последние 70 лет Ближний Восток не видел от Сирии ничего, кроме агрессии, войн, людоедства, разрухи и горя". Свою позицию по Сирии Антон Носик фактически повторил в тот же день в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы".
Дело в отношении Носика было возбуждено в феврале. По статье, инкриминируемой блогеру, ему может грозить до пяти лет лишения свободы.
Всего по делу проводились три экспертизы текста. В первом исследовании специалист Института криминалистики ФСБ пришел к выводу, что в посте Носика "имеются высказывания экстремистской направленности". Эксперт ФСБ также обнаружил в тексте оправдание насильственных действий в отношении сирийцев.
Второе исследование высказываний Носика было проведено в рамках психолого-лингвистической экспертизы. Из материалов дела следовало, что экспертиза не усмотрела в словах блогера "признаков возбуждения ненависти или вражды".
Итоговый вывод о наличии в тексте Носика признаков экстремизма был сделан по результатам третьей лингвистической экспертизы, проведенной Волгоградской лабораторией. В тексте были обнаружены "лингвистические признаки возбуждения вражды по отношению к сирийцам, выделяемым по национально-территориальному признаку". Исследование было назначено, так как выводы предыдущих двух противоречили друг другу.