Россия готовит к передаче Индии по лизингу на 10 лет печально известную атомную подводную лодку "Нерпа", на которой в ноябре 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море погибли 20 человек. Сейчас лодка вышла в море на очередной этап отработки задач в рамках обучения индийского экипажа, сообщил a href=#>РИА "Новости" в пятницу представитель Амурского судостроительного завода. Подлодка не будет передана ВМС Индии, пока индийские подводники не пройдут полный курс обучения. В штабе ТОФ подтвердили, что "Нерпа" отрабатывает задачи по программе освоения индийским экипажем особенностей управления судном.
Ранее в пятницу источник в штабе Тихоокеанского флота сообщал, что АПЛ под управлением смешанного российско-индийского экипажа уже покинула базу в Приморье и взяла курс к берегам Индии.
Как отметил в интервью "Интерфаксу" в пятницу источник в оборонно-промышленном комплексе, передача "Нерпы" ВМС Индии состоялась бы уже давно, если бы не трагедия, которая произошла 8 ноября 2008 года. Тогда из-за несанкционированного включения автоматической системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) погибли 20 человек. Еще 41 человек был госпитализирован. Всего на борту АПЛ во время испытаний находились 208 человек.
В связи с этим инцидентом ходовые испытания были приостановлены на время расследования инцидента. Только через шесть месяцев АПЛ снова вышла на ходовые испытания. До этого времени специалисты провели ревизию всех систем, был заменен фреон. Всего на восстановление субмарины, по заявлению руководства АСЗ, было затрачено 1,9 миллиарда рублей. В декабре 2009 года на подводной лодке завершились все государственные испытания, и она была передана в состав ВМФ.
Инцидент на АПЛ с гибелью людей расследовала специальная комиссия в закрытом режиме. Вскоре после аварии матросу-контрактнику Дмитрию Гробову было предъявлено обвинение в "причинении смерти по неосторожности двум и более лицам" (ч. 3 ст. 109 УК РФ). По версии следствия, именно он несанкционированно запустил систему пожаротушения с одного из локальных пультов управления, расположенного во втором отсеке.
В начале января этого года сообщалось, что в деле появились новые обвиняемые. Командира субмарины Дмитрия Лаврентьева и бывшего командира бригады, в которую входила лодка, Сергея Захарченко обвинили в халатности. Двум капитанам первого ранга вменяется в вину плохая подготовка подчиненных.
С января АПЛ "Нерпа" совершила поход на Камчатку и обратно. После этого специалисты АСЗ и других военных предприятий России проделали большую работу для того, чтобы шумы субмарины были сведены к минимуму, отмечают источники. Также за это время были улучшены мореходные качества "Нерпы" на больших глубинах. После того, как АПЛ стала соответствовать всем заданным параметрам, в Россию для учебы прибыл из Индии экипаж подводников.
Как пишут российские СМИ, стоимость контракта по лизингу "Нерпы" (Chakra) составляет примерно 900 млн долларов. АПЛ "Нерпа" проект 971 ("Щука-Б", по классификации НАТО "Акула") относится к подлодкам третьего поколения. Подлодки данного проекта выпускаются на двух предприятиях: заводе им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре и северодвинском "Севмашпредприятии".
В состав вооружения АПЛ входят торпеды, подводные ракеты и ракеты-торпеды "Шквал", "Водопад", "Ветер". Ранее также входили и крылатые ракеты "Гранат", запускаемые из торпедных аппаратов, дальность стрельбы - до 3 тысяч километров. Однако после аварии на АПЛ "Курск" в 2000 году торпеды этого калибра сняты с вооружения в ВМФ России.
Водоизмещение субмарины составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость - 30 узлов, максимальная глубина погружения - 600 метров, автономность - 100 суток, экипаж - 73 человека. Всего с 1984 года были построены 15 кораблей этого типа. В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971 находятся в составе Северного (дислокация в бухте Ягельная) и Тихоокеанского (поселок Рыбачий) флотов.