Сдать газопровод Иран-Армения в эксплуатацию предполагалось в декабре 2006 года
Архив NEWSru.ru
Сдать газопровод Иран-Армения в эксплуатацию предполагалось в декабре 2006 года Роль России в этом событии заключается в том, что в общей сложности 70% акций СП "АрмРосгазпром", которому Ереван отдает право управления газопроводом, принадлежат "Газпрому" и "Итере"
 
 
 
Сдать газопровод Иран-Армения в эксплуатацию предполагалось в декабре 2006 года
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Роль России в этом событии заключается в том, что в общей сложности 70% акций СП "АрмРосгазпром", которому Ереван отдает право управления газопроводом, принадлежат "Газпрому" и "Итере"
НТВ

Открытый в понедельник газопровод Иран - Армения разворачивает Армению в сторону России и определяет ее однозначный политический вектор. При этом Армению к России толкают Соединенные Штаты, делает вывод "Независимая газета", анализируя экономические последствия этого события.

В тот же день Грузия начала импорт природного газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Это уменьшит энергозависимость страны от Москвы и сведет ее к нулю, если Тбилиси договорится с Анкарой по вопросам переуступки в свою пользу газа из турецкой квоты шах-денизского месторождения.

Кажущееся случайным совпадение по времени двух событий может оказаться продуманным с учетом обстоятельств, предшествовавших прокладке ирано-армянского трубопровода, заключает НГ. Разговор о необходимости его строительства Ереван и Тегеран начали в середине 1990-х годов. Иран в то время имел серьезные претензии на региональное лидерство и собирался выделить все необходимые для работ 300-350 миллионов долларов на прокладку 141 километра трубы.

Однако США сделали ставку на каспийские энергетические проекты и в то же время окончательно записали Иран во враждебные режимы. Именно поэтому и застопорилась прокладка газопровода. В 2000 году советник Министерства торговли США по СНГ и Прибалтике Ян Калицки, которого называют "серым кардиналом" Белого дома по вопросам Закавказья, настоятельно рекомендовал Еревану отказаться от идеи импорта иранского газа. Калицки пообещал взамен сделать все возможное для доступа Армении к транскаспийским энергетическим коридорам.

Однако затем стало ясно, что никаких скидок Ереван не получит, пока не урегулирует карабахский конфликт по бакинским условиям. После чего переговоры с Ираном возобновились.

Сдать газопровод Иран-Армения в эксплуатацию предполагалось в декабре 2006 года. То есть после того, как заработал бы газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум (БТЭ). Но на Шах-Денизе стали выявляться неполадки, и открытый БТЭ некоторое время простаивал. Тогда же были приостановлены работы на ирано-армянском газопроводе - по официальной версии, из-за погодных условий.

Своеобразная "игра в поддавки", которую вел Ереван, завершилась одновременно с ликвидацией проблем на азербайджанском месторождении. Теперь Армения может пользоваться иранским газом, а на упреки Вашингтона со спокойной совестью возразить в том духе, что обещанного в прошлом столетии каспийского газа ждала до самого последнего момента и иранский газ начала импортировать, только лишь к полному завершению проекта БТЭ.

Роль России в этом событии заключается в том, что в общей сложности 70% акций СП "АрмРосгазпром", которому Ереван отдает право управления газопроводом, принадлежат "Газпрому" и "Итере".

США прямо не вмешивались в ситуацию, однако на днях от американцев последовал протест по другому направлению. Находящийся с официальным визитом в Баку спецпредставитель генсека НАТО по Южному Кавказу и Центральной Азии Роберт Симмонс заявил, что мировое сообщество считает необходимым прекращение военного присутствия России в Грузии и Армении. Симмонс отметил, что Азербайджан и Армения наращиванием вооружений нарушают Договор по обычным вооруженным силам в Европе (ДОВСЕ).

Поскольку российское военное присутствие в Грузии за вычетом конфликтных зон носит с недавних пор формальный характер и существует утвержденный график поэтапного вывода остающихся сил, то ясно, что красноречие Симмонса предназначено для Еревана.

Представитель Минобороны Армении не замедлил откликнуться и заявил, что это внутреннее дело армянского государства. "Российские войска размещены в Армении по просьбе местных властей. Этот вопрос решает Армения, а не НАТО, не США и не какая-либо другая страна", - сказали "Независимой" источники в Минобороны.

Следовательно, в условиях напряженности отношений с США и конфликтов с Азербайджаном и Турцией Армении приходиться опираться только на Россию. В этом свете небольшой по мировым меркам газопровод Иран-Армения становится серьезной составляющей еще недавно гипотетической оси "Россия-Армения-Иран". Это союзничество станет противовесом уже сформировавшейся оси "Азербайджан-Грузия-Турция", что вряд ли понравится Вашингтону.

Газопровод Иран-Армения: дополнительные подробности

Российская деловая газета РБК daily сообщает детали армяно-иранского газового проекта. Издание отмечает, что газопровод, связывающий города Мегри и Каджаран - "лишь первый шаг в создании крупной газовой магистрали, следующим этапом станет строительство линии Каджаран - Сисиан - Джермук - Арарат протяженностью 197,4 км". Соглашение по газопроводу Мегри - Каджаран подписано Ираном и Арменией сроком на 20 лет. В течение срока действия договора Иран обязуется поставить Армении 36 млрд куб. м газа. В дальнейшем договор может быть продлен еще на пять лет, а общий объем поставок газа увеличится до 47 млрд куб. м.

Эксперты отмечают, что сама Армения потребляет всего около 2 млрд куб. м в год, поэтому проекты увеличения мощности и диаметра газопровода предлагаются с целью транзита голубого топлива в другие страны. "Обсуждаются поставки газа на Украину, в Грузию и Турцию, но пока такие проекты - это дело весьма отдаленного будущего, поскольку никаких конкретных договоренностей и планов на сегодняшний момент не существует", - комментирует эксперт-аналитик отдела исследований газовой отрасли Института проблем естественных монополий Илья Соловьев.

При этом аналитики подчеркивают, что судьба поставок газа из Ирана в Армению во многом зависит от состояния отношений Ирана и США. По словам Соловьева, "если эти отношения накалятся до такой степени, что экспорт иранского газа станет невозможен, то Ереван все же сможет компенсировать потери поставками газа из России".