Западные кремленологи не жалуют Россию высокими оценками в области либеральной демократии, гражданского общества и свободы слова. По мнению двух западных ученых, политический режим президента Путина, установившийся в последние четыре года, представляет собой нечто среднее "между диктатурой и демократией".
Для большинства это слишком общее описание, а самое распространенное определение - это "растущий авторитаризм". Однако большинство россиян правление Путина так не воспринимают. Хотя большинство россиян хорошо понимают слова из политического лексикона Запада, на самом деле они приписывают им другие значения.
Газета The Washington Times приводит краткий список, поясняющий, как именно понимают русские западные термины. Российские дефиниции, конечно же, многих поразят и разочаруют, отмечает издание. Но чем раньше придет осознание различий в понимании политических терминов, тем раньше современная политическая траектория России будет восприниматься в нужной перспективе, а не осуждаться и игнорироваться бездумно. (Перевод материала публикует Inopressa.ru).
Авторитаризм: твердость, проявляемая в последнее время властями в укреплении "закона и порядка", где "порядок" считается важнее закона. Сильная авторитарная власть для многих предпочтительнее так называемой "рыночной демократии" 1990-х.
Большевики: группа политических радикалов, разрушивших царскую империю с ее политической и экономической отсталостью. Руководитель большевистского движения Владимир Ленин сегодня рассматривается как положительный персонаж в истории страны.
Выборы: до недавнего времени практиковались в качестве ритуала, необходимого для легитимизации тех, кто мог заплатить за то, чтобы быть услышанными. Контролируемые средствами массовой информации выборы последних лет после развала СССР демонстрировали преимущество богатой элиты перед общественным мнением.
Государство: без сильного государства, пользующегося уважением, Россия развалится - как это чуть было не произошло в 1990-е годы.
Гражданское общество: этот термин понимается буквально - как требование, чтобы граждане в обществе жили без страха и насилия. Государство должно сделать все необходимое, чтобы бандиты, наркоманы и другие социальные отбросы не нарушали мирной жизни граждан.
Демагог: см. "либерал".
Демократия: политическая идея, из-за которой на десять лет после распада Советского Союза воцарился хаос и которая была использована, чтобы узаконить присвоение меньшинством материальных благ.
Законодательная власть: ветвь власти, в чью задачу входит как можно быстрее придавать силу закона всему тому, что требуется Кремлю. При Ельцине Россия потеряла почти десять лет в "говорильне". России необходимы энергетическая реформа, пенсионная реформа, реформа образования, медицины и много другого.
Земельная собственность: должна очень строго регулироваться и ограничиваться. Неограниченное право на покупку земли приведет не только к тому, что российскую экономику будут контролировать олигархи и иностранцы, но и полностью положит конец суверенитету России.
Капитализм: экономическая система, приносящая выгоду только незначительному меньшинству. Хотя это слово не несет однозначно отрицательной оценки, оно ассоциируется с крайним социальным и экономическим неравенством и безразличием к общественному благу.
Коммунизм: экономическая и социальная система, благодаря которой Россия была модернизирована, а Советский Союз стал сверхдержавой. Значительное большинство россиян с ностальгией вспоминают эту систему с ее всеобщим равенством, перспективами роста, жилищным обеспечением, медицинским обслуживанием - все эти вещи по большей части отсутствуют с 1991 года.
Либерал: последнее из воплощений "инженеров человеческих душ". Это политики, которым нужна слава. Они сторонники хаоса 1990-х. Недовольные уровнем политической сознательности среднего россиянина, они хотят, чтобы их соотечественники переняли западный образ мыслей. Россия и русские обескураживают либералов.
Либерализм: система политических ценностей, которая стремится переделать Россию в не существующий в природе макет общества западного типа. Либерализм рассматривает современное понимание частной собственности как священное, то есть ситуация, когда меньше ста индивидуальных собственников контролирует четвертую часть экономики, считается нормальной. Отрицание этой программы помогло Путину стать политической фигурой.
Общее благо: обязательство властей обеспечить участие всех в распределении огромных природных богатств России. Никто не должен остаться за бортом.
Олигархи: этих людей российский Forbes включил в "Золотую сотню"; одновременно являются сотней самых разыскиваемых властями.
Политик: это понятие пересекается с западным, что в данном случае мало удивляет - те, кому платят, чтобы они отстаивали чужие материальные интересы.
Политическая партия: за исключением прокремлевских партий - группы, заинтересованные в продвижении своих частных интересов.
Свобода слова: в России всегда говорят то, что думают. До недавнего времени свое мнение было очень легко высказывать в электронных СМИ и вообще где угодно, если только за это заплатить. Как ни странно это прозвучит, но русские хотели бы иметь свободу услышать о своей стране что-нибудь хорошее. Услышать о ней плохое - не проблема. А вот в хороших новостях - явный недостаток.
Собственность: все еще не решено окончательно, кто, что и когда украл. Это станет ясно, когда выйдут на поверхность экономические преступления 1990-х.
Средний класс: общественная группа, чей статус определяется покупательной способностью. Именно они подавляющим большинством проголосовали за Путина и прокремлевские партии. Российский средний класс - это целиком экономическое образование, он никак не соотносится с социальными и политическими аспектами.
Сталин (и сформулированный Западом термин "сталинизм"): ничто не могло бы реабилитировать Сталина так, как Россия 1990-х. Твердый, жестокий, предсказуемый и бескомпромиссный Сталин стал объектом жгучих сожалений каждого, кто относил себя к советской системе, когда в 1991 году все катастрофически изменилось. Внезапно контроль стал принадлежать бандитам и "бескультурным элементам".
Холодная война: конфликт, который Советский Союз не проиграл, а Соединенные Штаты утверждают, что выиграли. Многие россияне воспринимают историю этого конфликта как предмет гордости для России - преемницы Советского Союза. У страны был тогда международный престиж (пусть даже это выражалось в том, что ее боялись), техническое превосходство и экономическое благополучие.
Цензура: право и обязанность властей определять качество и состояние сферы общественной жизни. У цензуры много сторонников, жаждущих, чтобы прекратилась публикация заказных политических статей и демонстрация порнографических образов в дневной рекламе на телевидении, а национальные ценности были под защитой.
Краткий список терминов с их определениями в российском понимании отражает современную политическую культуру России - именно на ней базируется власть Путина, отмечает The Washington Times.
Можно спорить с тем, как эти термины понимают русские. Но если Запад хочет завоевать их сердца и умы, чтобы на основе западного политического лексикона россияне создали либеральную демократию в понимании Запада, нужно принимать в расчет, как двусмысленность этих терминов противодействует такой трансформации, пишет газета.