20 сентября Верховный суд РФ дополнил разъяснениями постановление пленума "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" от 28 июня 2011 года, сообщает "Интерфакс".
Согласно позиции ВС, при рассмотрении дел о публикациях в соцсетях материалов экстремистской направленности судьям необходимо убедиться в наличии именно умысла автора совершить действия, направленные на нарушение основ конституционного строя, а также на возбуждение ненависти или вражды либо унижение достоинства человека или группы лиц.
Также необходимо учитывать форму и содержание размещенной информации, ее контекст, наличие и содержание комментариев данного лица или иного выражения отношения к ней, факт личного создания либо заимствования соответствующих аудио-, видеофайлов, текста или изображения.
Кроме того, необходимо принимать во внимание содержание всей страницы обвиняемого, сведения о совершении им действий, направленных на увеличение количества просмотров и пользовательской аудитории, объем информации, частоту и продолжительность ее размещения, интенсивность обновлений.
Имеет значение и сама личность человека, в частности, приверженность его радикальной идеологии, участие в экстремистских объединениях, привлечение к ответственности за правонарушения и преступления экстремистской направленности. Также следует иметь в виду, что заключения эксперта по делам о преступлениях экстремистской направленности не имеет заранее установленной силы и не обладает преимуществом перед другими доказательствами.
Бездумные репосты и лайки сами по себе еще не преступление, разъяснил ВС
Бездумные лайки и репосты на страницах в соцсетях не могут являться основаниями для возбуждения уголовных дел без доказанности умысла на совершение противоправного поступка, пояснил "Интерфаксу" зампредседателя Верховного суда, председатель уголовной коллегии РФ Владимир Давыдов.
"Судьям, ещё на досудебной стадии, когда обжалуется возбуждение уголовного дела, нужно проверять не сам факт размещения, не сам репост, ни какие-то лайки, а нужно проверять именно мотивы. И если оснований для возбуждения уголовного дела нет, то нужно принимать соответствующее решение, чтобы уже на этом этапе не допустить незаконного возбуждения уголовного дела и незаконного привлечения лица к ответственности", - сказал Давыдов.
Он напомнил, что уголовному преследованию подлежат не сами посты, репосты или лайки, а действия, направленные на возбуждение вражды либо ненависти.
Верховный суд РФ, по словам Давыдова, которые приводит ТАСС, ожидает пересмотра уголовных дел об экстремизме, возбужденных по фактам лайков и репостов в социальных сетях.
В прошлом году по делам об экстремизме в России были осуждены 783 человека, что составляет 0.01 % от общего количества уголовного дел. Из них около 75% (572 человека) были осуждены именно по статье 282 УК РФ (возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства), из которых 3 человека были оправданы, 83 уголовных дела было прекращено, а в отношении 13 человек были назначены меры медицинского характера.
ВС озабочен посадками за репосты
Telegram-канал радиостанции "Говорит Москва" напоминает, что пленум судей Верховного суда дает судьям лишь рекомендации о применении уже существующих законов при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел.
В свою очередь, судья Верховного суда Олег Зателепин напомнил РИА "Новости" , что постановление по рассмотрению дел об экстремизме было принято еще в 2010 году, однако тогда "никаких проблем с лайками и репостами не было", суды разбирали случаи "с надписями в подъездах". А сейчас, по его словам, 90 процентов эпизодов экстремизма связано с интернетом.
Судья подчеркнул, что в этой категории уголовных дел необходимо найти золотую середину "между свободой слова, свободой убеждений и теми ограничениями, которые государство устанавливает, чтобы не нарушить другие свои интересы". Кроме того, представитель ВС назвал озабоченность приговорами за лайки и репосты небеспочвенной и отметил, что, возможно, пленуму стоит пойти в своих разъяснениях дальше.
Разъяснения Верховного суда ничего не изменят, полагают правозащитники
У правозащитников разъяснения вызвали скорее скептическую реакцию: по их сведениям, в 2016 году ВС уже просил учитывать комментарии и контекст в делах за репосты, однако эта рекомендация не вызвала сколь-нибудь заметного эффекта.
В последние годы в стране стремительно росло число уголовных дел, возбуждаемых по публикациям в соцсетях. А в этом году репрессии в отношении тех, кто делает репосты с информацией, которую можно признать экстремистской, заметно усилились. Причем дела возбуждаются по все более абсурдным основаниям. Появились случаи, когда граждан судят даже за репост анекдота на тему выборов, в котором сомнительные эксперты увидели экстремизм.
"По сути судьям напомнили, что они должны работу свою делать качественно. Для самой статьи за репосты (часть 1 статьи 282 УК) это не изменит ничего. Просто теперь следователи будут в делах указывать размер аудитории поста и что-то ещё, чтобы суды потом несильно краснели, штампуя обвинительные приговоры", - комментирует нововведения журналист "Медиазоны" Михаил Зеленский в Telegram-канале.
В свою очередь, руководитель международной правозащитной группы "Агора" Павел Чиков считает, что позиция Верховного суда России останется незамеченной теми, кто их расследует. По словам Чикова, которые приводит "Интерфакс", Верховный суд РФ "говорит на языке, который непонятен и неинтересен оперативникам Центра "Э" или следователям ФСБ и СКР". "Эти люди воспринимают только приказы начальства", - добавил руководитель "Агоры".
О том, что разъяснение Верховного суда "абсолютно никаким образом не влияет на принятие решений в судах", заявил и депутат-одномандатник, председатель партии "Родина" Алексей Журавлев, который в июне 2018 года вместе с депутатом от КПРФ, писателем Сергеем Шаргуновым внес в Госдуму два законопроекта о декриминализации ответственности за распространение экстремистских высказываний в интернете.
Депутаты предложили устанавливать уголовную ответственность в рамках статьи 282 только в том случае, если предусмотренные ей действия совершаются с применением насилия, с использованием служебного положения или организованной группой. Формулировку о наказании за те же действия, но совершенные публично, с использованием СМИ либо интернета, предлагается убрать из УК, исключив "репрессивный" характер статьи. В Минкомсвязи идею декриминализации поддержали.
"Скорее всего, этот законопроект не будет принят и, вероятно, будет перевнесен группой других депутатов или самим правительством", - сказал Журавлев. По его данным, правительство собирается дать отрицательное заключение на законопроект.
"Кроме того, они уже нарушают порядок предоставления отзывов, сильно затянув сроки, в которые необходимо предоставить заключение", - отметил он добавив, что заключение Верховного суда на законопроект о декриминализации не содержит разъяснений, аналогичных нынешним. "Не знаю, что заставило Верховный суд изменить свои взгляды", - заявил он.