Глава Ростеха Сергей Чемезов объяснил, почему компания "РТ-Инвест Транспортные системы", половина акций которой принадлежит Игорю Ротенбергу, стала оператором системы "Платон" без конкурса. По словам руководителя госкорпорации, решение было принято из соображений национальной безопасности.
Чемезов, как ранее другие российские чиновники, опроверг появление сбоев в системе "Платон", созданной для взимания платы с водителей 12-тонников за проезд по федеральным трассам, обвинив в неполадках хакерские атаки. "Глобальных претензий к ней нет, система работает. Не было серьезных сбоев, в течение первых дней работы "Платона" система выдержала одну из мощнейших хакерских атак в России", - заявил глава Ростеха в интервью РБК.
Ранее неудовлетворительную работу "Платона" списали на организованные из-за рубежа хакерские атаки исполнители проекта (компания РТИТС) и Минтранс РФ.
Стоит отметить, что это противоречит многочисленным жалобам дальнобойщиков на некорректную работу механизма сборов, которая стала одним из поводов для протестов по всей России. Более того, в Росавтодоре ранее сообщили, что проводят проверку в отношении РТИТС для выяснения причин плохой работы "Платона" в первые дни с момента его введения. Сообщалось, что ведомство может оштрафовать оператора системы за возможные нарушения.
Чемезов напомнил, что разработку и производство "Платона" взял на себя Ростех. "Сегодня это одна из крупнейших систем телематики в мире. Вся техника, которая установлена (на трассах, в пунктах обслуживания "Платона" и т. д. - Прим. NEWSru.ru), произведена на основе российских технологий, в том числе на предприятиях "Ростеха". Впервые в нашей стране система такого масштаба создана без единой лицензии иностранных производителей - все свое, отечественное", - отметил глава госкорпорации.
При этом, по словам Чемезова, оператора системы "Платон" было необходимо назначить без конкурса в интересах национальной безопасности и общего курса российского руководства на импортозамещение. "Конкурс был отменен действительно по причине того, что в таком проекте нельзя было допустить возможности утечки из России очень чувствительной информации. Более того, мы навсегда были бы лишены возможности создать свой собственный продукт в транспортной телематике. Поэтому мы четко дали свою позицию тогда: иностранцам этот рынок достаться не должен", - пояснил глава "Ростеха".
Стоит отметить, что у критиков и противников "Платона" было другое объяснение решению государственной корпорации. Компания "РТ-Инвест Транспортные системы", которая по инициативе правительства РФ получит 7,93 млрд рублей для обеспечения работы системы взимания платы с дальнобойщиков, изначально была дочерней структурой "Ростеха". Как стало известно газете "Ведомости", Игорь Ротенберг, сын Аркадия Ротенберга, друга президента РФ Владимира Путина, выкупил доли "Ростеха" и "РТ-инвест" (дочерней структуры "Ростеха"), став владельцем половины акций РТИТС. Оппозиционер Алексей Навальный в своем блоге прямо заявляет, что "Платон" создана и работает в интересах сына Аркадия Ротенберга.
В то же время в Кремле утверждают, что компания-оператор, обеспечивающая работу "Платона", не принадлежит Игорю Ротенбергу. "Это совместное предприятие", - заявил на минувшей неделе пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Чемезов также заверил журналистов, что "Платон" нисколько не ущемляет малый бизнес, работая при этом против нелегальных перевозчиков, которые якобы и являются основными зачинщиками протестов против системы. По словам собеседника РБК, новая система сборов с водителей большегрузов препятствует незаконным перевозкам. "Полагаю, именно это им не очень нравится. Ведь пошлины за использование трасс не такие большие", - заключил глава "Ростеха". "В конечном счете все издержки перевозчик перекладывает на заказчика услуги, так что здесь некорректно говорить об ущемлении прав малого бизнеса", - добавил Чемезов.
Система "Платон" заработала в России с 15 ноября. Через нее владельцы большегрузов массой более 12 тонн теперь должны оплачивать проезд по федеральным трассам. Изначально предполагалось взимать плату по 3,73 рубля за километр, но после первых протестов стоимость временно снизили до 1,53 рубля. Собранные деньги должны пойти в дорожный фонд в виде компенсации за разрушение трасс тяжелыми автомобилями.
Ввод системы вызвал волну протестов дальнобойщиков по всей России. Водители из разных регионов приехали в столицу, где планировали перекрыть МКАД, однако эта акция не удалась. Участники протеста устроили несколько лагерей на подступах к Москве: один - возле торгового центра МЕГА в Химках, второй - на Каширском шоссе.
Дальнобойщики настаивают на том, что сейчас налоги с автотранспорта собираются неэффективно и идут мимо бюджета, и просят ввести мораторий на новый сбор на ближайшие два года. Даже те, кто готов был платить, оказались недовольны: выяснилось, что система работает некорректно, а за неоплату введены огромные штрафы.