Ракета-носитель "Протон-М" попала в аварию по пути на космодром
khrunichev.ru
Ракета-носитель "Протон-М" попала в аварию по пути на космодром Перевозимая ракета предназначалась для проведения 2 сентября запуска с Байконура трех навигационных спутников "Глонасс-М"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Ракета-носитель "Протон-М" попала в аварию по пути на космодром
khrunichev.ru
 
 
 
Перевозимая ракета предназначалась для проведения 2 сентября запуска с Байконура трех навигационных спутников "Глонасс-М"
khrunichev.ru
 
 
 
Ракета-носитель "Протон-М" - модернизированный вариант ракеты-носителя "Протон-К". Обладает улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками
khrunichev.ru

Железнодорожный состав, который вез ракету-носитель "Протон-М" на Байконур для запуска в сентябре трех российских навигационных спутников "Глонасс-М", попал в аварию, сообщил "Интерфаксу" источник на космодроме. Инцидент произошел в воскресенье 18 июля в Ульяновской области.

В ходе аварии "зацепились вагоны двух встречных железнодорожных составов", пояснил источник. Блоки ракеты-носителя "Протон-М" были за несколько дней до этого отправлены на Байконур с московского завода Центра имени Хруничева. "Оба состава содержали негабаритные вагоны, и в результате при прохождении навстречу друг другу произошло их соударение", - пояснил представитель отрасли.

Перевозимая ракета предназначалась для проведения 2 сентября запуска с Байконура трех навигационных спутников "Глонасс-М". В железнодорожных вагонах блоки ракеты установлены на специальные ложементы и закреплены металлическими растяжками.

Как передает ИТАР-ТАСС, инцидент произошел на станции Ульяновск-Центральный, в результате повреждены защитные поверхности нескольких спецвагонов, в том числе лакокрасочное покрытие на баке 1-й ступени ракеты-носителя. К месту аварии вылетела бригада специалистов завода Государственного космического научно-производственного Центра (ГКНПЦ) имени Хруничева, чтобы на месте оценить ситуацию.

ГКНПЦ имени Хруничева опубликовал официальное сообщение, которое гласит, что в районе Ульяновска "произошло несанкционированное воздействие на железнодорожный состав". Ракета не пострадала - по внешним признакам серьезных повреждений она не имеет, состав продолжил движение к станции назначения.

После проведения проверок на космодроме Байконур, где для этого имеются необходимые мощности, будет принято решение о возможности дальнейшего использования ракеты-носителя. Если "Протон" окажется испорчен, его заменят на резервную ракету - в любом случае, запуск спутника состоится в намеченные сроки.

Российская глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС предназначена для оказания услуг по высокоточному позиционированию по всему земному шару. Ее орбитальная часть состоит из космических аппаратов "Глонасс-М". Сейчас в системе 23 спутника, из которых 21 используется по целевому назначению, а два космических аппарата находятся в резерве.

Ракета "Протон-М"

Ракета-носитель "Протон-М" - модернизированный вариант ракеты-носителя "Протон-К". Обладает улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками. Состав ракеты - три ступени. Стартовая масса - около 702 т. Первый запуск комплекса “Протон-М” - “Бриз-М” состоялся 7 апреля 2001 года.

Применение в составе РН "Протон-М" увеличенных головных обтекателей, в том числе диаметром 5м, позволяет более чем вдвое увеличить объем для размещения полезного груза. Увеличенный объем головного обтекателя позволяет также использовать на новом носителе ряд перспективных разгонных блоков.

На модернизированном носителе "Протон-М" установлена новая совершенная система управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК). Основные элементы этой системы прошли летные испытания на других носителях и успешно эксплуатируются.

Новая система управления "Протона-М" позволяет решить ряд очень актуальных задач: улучшить использование бортового запаса топлива за счет его более полной выработки, что повышает энергетические характеристики РН и уменьшает или даже исключает остатки вредных компонентов; обеспечить пространственный маневр на активном участке полета, что расширяет диапазон возможных наклонений опорных орбит; упростить состав бортовых электронных систем в связи с передачей вычислительных операций систем опорожнения баков и безопасности носителя на ЦБВК; позволить реализовать в полете ограничения по параметру "произведение скоростного напора на угол тангажа (рысканья)", что дает возможность без существенного изменения прочности конструкции РН установить головные обтекатели больших размеров; обеспечить оперативный ввод или изменение полетного задания; улучшить массовые характеристики РН.

Кроме того, на РН решена задача резкого сокращения размеров полей, отводимых для падения отработавших первых ступеней РН. Эта задача очень актуальна, так как поля падения первой ступени находятся в Казахстане и арендуются Россией. Сокращение размеров полей падения осуществляется путем управляемого спуска ускорителя первой ступени на площадку ограниченных размеров.

Уменьшение размеров полей падения, помимо снижения арендной платы, позволяет облегчить задачи по поиску и утилизации остатков первой ступени. Кроме того, она падает на землю практически "чистой" - циклограмма работы ЖРД первой ступени "Протона-М" обеспечивает полную выработку компонентов из ее баков. Таким образом, существенно улучшаются экологические показатели нового российского носителя.

Кроме того, применение в составе ракеты-носителя "Протон-М" разгонного блока "Бриз-М" на компонентах топлива азотный тетраксид и несимметричный диметилгидразин позволяет увеличить массу полезной нагрузки, выводимой на геостационарную орбиту до 3,7 тонны, а на геопереходную более 6,0 тонн.

Данные предоставлены ГКНПЦ имени М.В.Хруничева.