Российская генрокуратура начала проверку московского аэропорта Внуково после крушения французского легкомоторного самолета Falcon 50
© РИА Новости /Максим Блинов
Российская генрокуратура начала проверку московского аэропорта Внуково после крушения французского легкомоторного самолета Falcon 50 Воздушное судно, собиравшееся взлетать, по словам свидетелей, не успело оторваться от земли, врезавшись в технику. После столкновения со снегоуборочной машиной начался пожар, но взрыва не было
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Российская генрокуратура начала проверку московского аэропорта Внуково после крушения французского легкомоторного самолета Falcon 50
© РИА Новости /Максим Блинов
 
 
 
Воздушное судно, собиравшееся взлетать, по словам свидетелей, не успело оторваться от земли, врезавшись в технику. После столкновения со снегоуборочной машиной начался пожар, но взрыва не было
Reuters
 
 
 
Среди жертв крушения оказался президент французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери
Global Look Press
 
 
 
По словам представителя московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ Ивана Сибула, следствие рассматривает четыре версии ЧП
© РИА Новости /Максим Блинов

В Следственном Комитете России не согласны с заявлениями представителей аэропорта Внуково о том, что авиакатастрофа, в результате которой погиб президент нефтяной компании Total Кристоф де Маржери, стала следствием трагического стечения обстоятельств.

"Уже сейчас очевидно, что причиной случившегося стало вовсе не жуткое трагическое стечение обстоятельств, как это пытаются преподнести представители аэропорта, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта", - заявил официальный представитель СКР Владимир Маркин.

Ранее российская Генпрокуратура начала проверку московского аэропорта Внуково после крушения французского легкомоторного самолета Falcon 50 - об этом говорится в сообщении, размещенном на сайте ведомства. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) также проверит, как различные структуры в аэропорту Внуково обеспечивали безопасность полета потерпевшего катастрофу самолета.

Причиной трагедии стало столкновение летательного аппарата со снегоуборочной машиной - самолет задел ее стойкой шасси, после чего у него загорелся двигатель. Инцидент произошел 20 октября в 23:57. Пилот пытался развернуть машину, но она упала на взлетно-посадочную полосу, и ее охватил огонь. По тревоге были подняты расчеты службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов аэропорта, которые незамедлительно приступили к тушению возникшего возгорания, однако людей спасти не удалось.

Отметим, в Москву 63-летний Маржери прилетел для участия в заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям в РФ, которое в понедельник провел в Горках премьер-министр Дмитрий Медведев. По словам спикера Госдумы Сергея Нарышкина, Маржери занимал принципиальную позицию в вопросе антироссийских санкций и считал, что "санкции Евросоюза противоречат национальным интересам Франции", передает РИА "Новости".

Вместе с ним погибли три члена экипажа - также граждане Франции. Гибель главы нефтяной компании подтвердили и в самой Total.

Возбуждено уголовное дело

По факту произошедшего возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц"). Дело былопередано наиболее опытным следователям в центральный аппарат СК, рассказал Маркин.

Во Франции также завели дело - о непредумышленном убийстве, сообщает радиостанция "Эхо Москвы". Французское бюро по расследованию авиакатастроф направит в Москву своих экспертов, трое следователей прибудут в Россию в ближайшее время. По данным Figaro, вести дело поручено отделу расследований французской жандармерии на воздушном транспорте.

Французское бюро по расследованию авиапроисшествий (ВЕА) назначило уполномоченного представителя и пять советников (представителей BEA, Dassault - разработчика самолета и Unijet - авиакомпании), которые прибыли вечером 21 октября в Москву для участия в расследовании. На сайте Международного авиационного комитета информируют о решении не вскрывать бортовые регистраторы самолета до прибытия специалистов из Франции.

Причины: то ли "погода", то ли "раздолбайство"

Пока что выяснением причин крушения самолета занимается специальная комиссия Росавиации, которую возглавил руководитель ведомства Александр Нерадько, а также Межгосударственный авиационный комитет (МАК). В МАКе указали, что рассматривают три варианта случившегося: неблагоприятные погодные условия, человеческий фактор и отказ авионики.

Эксперты комитета уже приступили к работе по "расшифровке данных наземных средств объективного контроля (записей диспетчерского магнитофона, радиолокаторов, камер наблюдения), оценке метеоусловий, состояния и повреждений воздушного судна, действий специалистов службы управления воздушным движением, аэропортовой службы и экипажа воздушного судна", передает "Интерфакс".

По словам представителя московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ Ивана Сибула, следствие рассматривает четыре версии ЧП. Среди них: вина пилотов, вина диспетчеров, вина водителя снегоуборочной машины и плохая видимость.

По словам главы СК, отрабатываются и иные версии, в том числе ошибка авиадиспетчеров. "С ними тоже уже активно работают следователи", - рассказал Маркин, добавив, что диспетчеры "тоже будут освидетельствованы на предмет употребления алкоголя и психотропных веществ".

Замминистра транспорта Валерий Окулов, много лет возглавлявший крупнейшую авиакомпанию страны ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", ограничился коротким комментарием об авиакатастрофе в аэропорту Внуково. "Такое раздолбайство, что слов нет", - заявил он журналистам, отказавшись от дополнительных комментариев.

Один из депутатов от ЛДПР предложил свою версию.

Водитель машины мог быть пьян

Что касается водителя транспортного средства, то он жив. Заместитель столичного мэра Леонид Печатников рассказал, что мужчина находится в тяжелом состоянии в одной из московских больниц.

Глава СК Владимир Маркин заявил, что, по предварительным данным, мужчина (известно его имя - Владимир Мартыненков) был пьян. По данным СК РФ, мужчина "задержан на 48 часов, и в ближайшее время следствие намерено ходатайствовать перед судом о его аресте".

Адвокат подозреваемого Александр Карабанов опроверг эту информацию, заявив, что у его подзащитного больное сердце и он вообще не употребляет алкоголь. "Это могут подтвердить и родственники, и врачи", - подчеркнул адвокат, заявив, что его клиент был трезв. По словам Карабанова, Мартыненков "задержан, с ним проводятся следственные действия".

Источник РИА "Новости" также не исключил, что руление самолета контролировал диспетчер-стажер. Официально это пока не подтверждено.

Французская пресса назвала возможных преемников погибшего главы Total

В списке возможных преемников на посту главы французской компании Total французская газета Le Monde называет двоих кандидатов - генерального директора отдела маркетинга Филиппа Буассо и главу отдела нефтепереработки и нефтехимии Патрика Пуйянне.

Издание отмечает, что "в начале 2012 года эти люди были введены в исполнительный комитет Total, что было интерпретировано как первый шаг в подготовке к передаче руководства в компании".

Российская пресса отмечает, что Total в годы правления Маржери была очень активна в России, компания стала акционером НОВАТЭКа и участником его самого масштабного проекта - "Ямал СПГ".

Президент России Владимир Путин уже направил своему французскому коллеге Франсуа Олланду телеграмму, в которой выразил соболезнования в связи с гибелью Маржери. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев также выразил соболезнования семье погибшего и руководству компании Total. Он пообещал сделать все необходимое для скорейшего расследования катастрофы.

Международное издание The Financial Times также подчеркивает, что де Маржери "благожелательно относился к России". Кроме того, он был очень уважаемой фигурой в кругу французских промышленников и политиков, ласково называвших его "Большими Усами".

Выходец из знатной семьи виноделов, в нефтяную компанию Total де Маржери пришел сразу после коллежа и любил говорить, что просто выбрал фирму, "которая была ближе к дому". Вскоре он возглавил ближневосточное подразделение компании, работал начальником департамента разведки и добычи, а в 2007 году стал главным исполнительным директором всей корпорации, отмечает газета (перевод InoPressa).