Региональная общественная организация (РОО) "Норд-Ост", в которую входят пострадавшие в результате теракта на Дубровке, приняла решение подать иск с требованием опровергнуть сведения, содержащиеся в сентябрьском интервью президента РФ Владимира Путина иностранным журналистам. Об этом заявила сопредседатель РОО "Норд-Ост" Татьяна Карпова, передает "Интерфакс".
"Принято решение подать исковое заявление с требованием признать сведения, содержащиеся в выступлении президента перед западными журналистами 29 сентября 2003 года и позднее опубликованные в журнале "Коммерсант-власть", газете Washington Post, интернет-издании NEWSru.ru, не соответствующими действительности", - сказала Карпова.
По ее словам, истцы потребуют компенсировать моральный вред, причиненный истцам распространением президентом России данных ложных сведений об обстоятельствах гибели их родственников, и намерены потребовать опубликовать ответ с опровержением этих ложных сведений.
Участники пресс-конференции заявили, что при необходимости "будут добиваться справедливости" в Европейском суде по правам человека.
Напомним, что 20 сентября президент России накануне поездки в США на встречу с президентом Джорджем Бушем дал корреспондентам ведущих американских изданий интервью, содержащие шокирующие заявления по некоторым наиболее болезненным для России вопросам. Кремль разместил на своем сайте сокращенную версию этого интервью, однако газета Washington Post опубликовала полный вариант, а издание NEWSru.ru стало первым в России, которое разместило полное интервью президента на русском языке.
Одно из наиболее спорных заявлений президента касалось применения газа при штурме боевиков, захвативших театральный центр на Дубровке.
Согласно этому тексту, президент РФ, отвечая на вопрос Питера Бейкера (The Washington Post), посвященный событиям при штурме Театрального центра на Дубровке, сказал следующее:
"Эти люди погибли не в результате газа, потому что газ не был вредным, он был безвредным. И он не мог причинить какого-либо вреда людям. Люди стали жертвами ряда обстоятельств - обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании. Легко критиковать службы безопасности, которые штурмовали здание, или медицинских работников, докторов, которые оказывали медицинскую помощь".
Отметим, что в России до сих пор не утихают споры о том, насколько было правомочно применение газа при штурме театрального центра.
Руководители РОО "Норд-Ост" подготовили 10 вопросов Владимиру Путину, которые они решили озвучить через СМИ.
В частности, правозащитники заявляют, что дело о теракте на Дубровке может быть закрыто. "После визита к руководителю следственной группы по этому делу мы пришли к убеждению, что оно 23 февраля будет закрыто. Следствие ведется формально и необъективно", - заявила Татьяна Карпова.
В связи с этим правозащитники обратились к президенту с просьбой разъяснить, действительно ли дело предполагается закрыть. Вопросы президенту касаются также действий подразделения "Альфа" по уничтожению террористов, покрытия безответственных действий чиновников и различных служб, проведения экспертизы трупов заложников и пр.
Правозащитники отмечают, что пострадавшим в результате теракта на Дубровке сейчас фактически не оказывается медицинская помощь, в которой они остро нуждаются.
Они также обратили внимание на то, что власть неадекватно оценила роль различных людей при освобождении заложников.
"Из чиновников были награждены даже некоторые депутаты Мосгордумы, которых в этот момент не было в Москве, но, например, про двух учительниц, которые находились в зале вместе со своим классом и всячески заботились о детях, никто даже не вспомнил", - заявила Татьяна Карпова.
Региональная общественная организация "Норд-Ост" была создана 4 октября 2003 года. В нее вошли бывшие заложники Дубровки и родственники погибших в результате теракта. Как сообщалось в уставных документах организации, РОО "Норд-Ост" будет проводить программы "медицинской, юридической и социальной помощи пострадавшим" от терактов, а также "собственную исследовательскую и аналитическую деятельность", в целях "развития демократического правового общества в России".