Бывший финансовый директор ЮКОСа Алексей Голубович на процессе по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в Хамовническом суде Москвы заявил, что его показания, данные в минувший вторник, были неправильно интерпретированы. Тогда свидетель фактически поддержал позицию защиты, пишет "Коммерсант".
Как напоминает издание, Голубович был директором по стратегическому планированию и корпоративным финансам ЮКОСа, а ныне является председателем совета директоров компании "Арбат капитал менеджмент". В ЮКОСе Голубович курировал в том числе и сделки по приобретению МЕНАТЕПом акций ОАО "Апатит" и НИИ удобрений и инсектофунгицидов. Как сообщалось ранее, одно время бывший топ-менеджер ЮКОСа числился в международном розыске, но в итоге Алексей Голубович заключил сделку со следствием и стал не обвиняемым, а свидетелем по делу. Голубович вернулся в Россию в начале 2007 года. Сразу после его возвращения в СМИ появились сообщения, что нахождение Голубовича за границей могло быть небезопасным.
В первый день допроса, во вторник Голубович весьма неожиданно опроверг позицию следствия о неэквивалентности акций дочерних компаний ВНК и акций ЮКОСа и незаконности сделки по их обмену. Бизнесмен ответил, что обмен был "справедливым", а стоимость акций "никто не занижал и не завышал", она была реальной, учитывая дефолт 1998 года. А после того как прокурор Валерий Лахтин спросил о том, "почему впоследствии возник вопрос о неравноценности этого обмена", Голубович заявил, что такой вопрос "возник почему-то только у следствия, больше ни у кого".
Допрос в четверг начался весьма неожиданно. Голубович сразу же сделал заявление, выразив недовольство тем, что адвокат Вадим Клювгант заявил СМИ, что свидетель "признал действия руководителей ЮКОСа с акциями ВНК не только законными, но и справедливыми, и признал, что они обменивались по справедливой оценке".
"Я не делал таких признаний, - заявил Голубович. - Я прошу защиту воздержаться от таких комментариев по крайней мере до завершения моих показаний". Отметим, что в конце слушаний во вторник Михаил Ходорковский попросил судью Виктора Данилкина "оградить свидетеля от возможных воздействий на него лиц, сотрудничающих с гособвинением".
Прокурор Валерий Лахтин, обратившись к свидетелю, попросил его вновь ответить на те же вопросы, что задавались ему во вторник, но "с учетом сегодняшнего заявления". Вчера бывший топ-менеджер ЮКОСа на вопросы об эквивалентности обмененных акций ответил: "Конечно, 36 млн акций ЮКОСа не могли стоить столько же, сколько все активы ВНК, это несопоставимые цифры. В этом смысле они не могли стоить столько же. Но оценки у меня нет". На вопрос прокурора, все ли были согласны с условиями обмена акций, свидетель Голубович сообщил, что, насколько он помнит, представители государства голосовали против этого обмена. "Меня и Алексаняна (Василий Алексанян в прошлом занимал в ЮКОСе руководящие посты) приглашали давать объяснения к Грефу... Греф как представитель государства тоже, в общем-то, высказывал сомнения в том, что это равноценный обмен", - заявил Голубович.
"На свидетеля явно было оказано давление, - сказали после заседания адвокаты подсудимых. - Но в любом случае уровень его ответов явно профессиональнее, чем уровень вопросов прокурора, и это будет видно при его допросе стороной защиты и подсудимыми".
Сторона обвинения еще не завершила допрос свидетеля, только после этого Голубовича будут допрашивать Ходорковский и Лебедев, а также их адвокаты.
В конце 2005 года Ходорковский и Лебедев были этапированы в колонии для отбытия назначенного им Мещанским судом Москвы наказания по первому уголовному делу. Однако в 2009 году оба были возвращены в Москву в связи с предстоящим судом по второму уголовному делу и с тех пор содержатся в следственном изоляторе.
О втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в Мещанском суде. По приговору этого суда экс-глава НК ЮКОС и бывший руководитель МФО МЕНАТЕП были осуждены на 9 лет заключения каждый, однако позже Мосгорсуд снизил наказание до 8 лет.
По новым обвинениям Генпрокуратура РФ инкриминирует бывшим руководителям ЮКОСа "хищение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализацию". В ходе предварительного следствия, указывает Генпрокуратура, было установлено, что обвиняемые в составе организованной группы с основными акционерами ОАО "НК ЮКОС и другими лицами совершили хищение путем присвоения акций дочерних обществ ОАО "Восточная нефтяная компания" (ВНК) в период с 6 ноября по 12 июня 1998 гг. на сумму 3,6 млрд рублей.
Также, согласно обвинению, они совершили легализацию похищенных акций дочерних обществ ОАО "ВНК" в 1998-2000 гг. на эту же сумму. Кроме того, обвиняемые, по данным прокуратуры, совершили "хищение путем присвоения нефти дочерних акционерных обществ ОАО "НК ЮКОС" в 1998-2003 годах, ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть ВНК" на сумму более 892,4 млрд рублей и легализацию части этих средств в 1998-2004 гг. в размере 487,4 млрд рублей и 7,5 млрд долларов США".
Потерпевшими и гражданскими истцами по уголовному делу признаны физические и юридические лица, которым действиями обвиняемых причинен крупный и особо крупный ущерб, отмечают в Генпрокуратуре.