Американский Фонд Макартуров, попавший в "патриотический стоп-лист" Совфеда, решил уйти из России
MacArthur Foundation
Американский Фонд Макартуров, попавший в "патриотический стоп-лист" Совфеда, решил уйти из России
 
 
 
Американский Фонд Макартуров, попавший в "патриотический стоп-лист" Совфеда, решил уйти из России
MacArthur Foundation

Американский благотворительный Фонд Макартуров, попавший в составленный Советом федерации РФ "патриотический стоп-лист" иностранных некоммерческих организаций, которые якобы могут представлять угрозу конституционному строю РФ, объявил о решении прекратить работу в России.

"Фонд Макартуров принял решение закрыть свой филиал в Москве. Мы уверены, что этот шаг является единственно правильным в сложившейся ситуации", - сообщается на сайте сайте фонда.

"Эффективная работа международных благотворительных фондов в России, в особенности поддержка ими институтов гражданского общества, стала невозможной после того, как были приняты и начали применяться новые российские законы", - подчеркивается в сообщении.

Речь идет о требовании о регистрации в качестве "иностранных агентов" российских организаций, получающих иностранное финансирование и занимающихся "политической деятельностью", и законе, позволяющем объявлять "нежелательными" международные организации, которые, по мнению властей, угрожают "основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны или безопасности государства", уточняют в фонде.

"Эти законы, заявления российских официальных лиц, а также включение Фонда Макартуров в "патриотический стоп-лист" Совета Федерации РФ однозначно указывают на то, что российские власти не желают дальнейшего присутствия Фонда Макартуров в России", - заявляют в благотворительной организации.

При этом в фонде утверждают, что "полностью независимы от правительства США и не получают от него никакого финансирования", а также что "никогда не поддерживали политическую деятельность или иные действия, которые можно было бы разумным образом истолковать как "нежелательные".

Деятельность фонда в России "всегда имела исключительно благотворительный характер и приносила пользу гражданам России и российскому обществу", уверяют в организации. Там отмечают, что с момента открытия московского филиала в 1992 году фонд выделил более 173 млн долларов США на поддержку высшего образования и защиту прав человека в России, а также на борьбу с распространением ядерного оружия.

"Фонд Макартуров по-прежнему стремится содействовать решению наиболее сложных глобальных проблем. Нам очень жаль, что делать это в России в настоящий момент не представляется возможным", - говорится в заявлении.

Алексеева посоветовала фонду перенести деньги и силы на Украину

Старейшая российская правозащитница, руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева назвала уход этого фонда из РФ потерей для российского гражданского общества.

"Мне жаль. Понятно, почему они решили уйти - им просто не дают здесь работать", - сказала она "Интерфаксу". Алексеева отметила, что этот Фонд Макартуров занимался в России просветительскими проектами и на протяжении многих лет финансировал школу по правам человека МХГ.

"Несколько месяцев назад руководители Фонда приезжали в Москву и приходили ко мне, и спросили, чем они могут быть полезны гражданскому обществу России. Я им ответила: ничем, вам здесь работать не дадут. Те усилия и те деньги, и силы, которые они тратили на очень нужную работу в России, я им посоветовала перенести на Украину", - рассказала правозащитница.

В то же время глава комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев заявил "Интерфаксу": решение Фонда Макартуров об уходе из России "говорит о том, что мы попали в цель, поскольку эта организация, не дожидаясь никаких официальных решений со стороны официальных российских структур, пошла на закрытие, при этом даже не пыталась отстоять свою репутацию как структуры не политизированной, которая занимается исключительно теми задачами, которые провозглашены публично".

"И то, что фонд сворачивает свою деятельность, означает только одно: что он прямо или косвенно признает обоснованность тех вопросов и тех претензий, которые адресованы ему", - добавил сенатор.

Основанный в 1978 году Фонд Макартуров является одним из крупнейших благотворительных фондов США. Его филиалы работают в 60 странах.

Ранее руководство Евросоюза раскритиковало появление в России "патриотического стоп-листа". Глава дипломатии ЕС Федерика Могерини заявила, что этот шаг может обернуться для России "изоляцией гражданского общества" и "нарушением его законной деятельности".

8 июля Совфед принял обращение в Генпрокуратуру, МИД РФ и Минюст с просьбой рассмотреть патриотический "стоп-лист" иностранных и международных НКО для возможного включения их в список нежелательных организаций. В верхней палате российского парламента полагают, что составленный перечень поможет защитить конституционный строй РФ.

В обращении фактически повторялись произнесенные днем ранее слова председателя Совфеда Валентины Матвиенко о том, что давление на Россию осуществляется через иностранные НКО. "Беспрецедентное по масштабу привлечение к этой деятельности неправительственных организаций, финансируемых в том числе из государственных бюджетов иностранных государств, дает право говорить о "мягкой агрессии" против России", - отмечается в обращении.

В составленный верхней палатой парламента совместно с МИД, Минюстом и другими ведомствами "стоп-лист" вошли 12 организаций: Фонд Сороса, Национальный фонд демократии, Международный республиканский институт, Национальный демократический институт по международным вопросам, Фонд Макартуров, "Фридом Хаус" (Freedom House), Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд "Образование для демократии", Восточно-Европейский демократический центр, Всемирный конгресс украинцев, Украинский Всемирный координационный совет, Крымская полевая миссия по правам человека.

В июне в России вступил в силу закон, который позволяет присваивать иностранным и международным неправительственным организациям статус "нежелательных в России" и запрещать им работу в стране, если они представляют угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности государства. Решение о признании организации "нежелательной" принимают генпрокурор или его заместители по согласованию с МИД. Перечень "нежелательных" организаций будет вести Минюст.