В Дагестане в августе зафиксирован всплеск исчезновений людей, сообщает правозащитный центр "Мемориал" со ссылкой на родственников пропавших. В заявлениях родственники указывают, что некоторые пропавшие исповедовали салафитское направление в исламе, неоднократно подвергались обыскам, за некоторыми велась слежка.
Родственники уверены, что похищенные увезены сотрудниками силовых структур. Они также утверждают, что все исчезнувшие были мирными гражданами и не собирались брать в руки оружие, говорится в сообщении ПЦ, поступившем в редакцию NEWSru.ru в понедельник. В пресс-релизе правозащитного центра приводятся подробности недавних исчезновений людей в Дагестане.
- Инопресса: дагестанские силовики сажают и пытают невинных, порождая "ответный терроризм"
Так, 17 августа 2010 года в Каспийске исчез Ренат Гарачиев, 1980 г.р. Утром он ушел на работу, и с тех пор его никто не видел. Ренат работает сбивщиком в обувном цеху. Он обещал родным, что придет домой в обед, но в обещанное время не появился. Примерно в 18:00 его мать Нуржаган Гаджиева позвонила ему на мобильный телефон, но он не отметил. Тогда отец Рената поехал на работу к сыну, но не нашел его там.
По словам Гаджиевой, за день до этого, 16 августа в 2:00 к ним домой приходили трое сотрудников милиции из ГОВД города Каспийск. Она знала их в лицо, так как раньше они приходили к ним с обыском, неоднократно вызывали Рената в ГОВД. Гарачиев исповедует салафитское течение в исламе, учился в Сирии, имеет высшее религиозное образование.
Придя ночью, милиционеры спросили, дома ли Ренат. Гаджиева ответила, что он дома, но уже спит. Пока родственники его будили, милиционеры подошли к стоящей во дворе машине, бегло осмотрели ее, проверили, не горячий ли мотор. Спросили, когда на этой машине выезжали в последний раз. После этого, не дождавшись, пока Ренат выйдет, они ушли.
Вечером 17 августа отец Гарачиева пошел в ГОВД, чтобы узнать, не известно ли милиционерам местонахождение его сына. Нуржаган Гаджиева утверждает, что сотрудники ГОВД вели себя странно, отвечали вопросом на вопрос. Их почему-то особо интересовала машина, стоявшая во дворе дома. У отца Гарачиева сложилось впечатление, что милиционеры знают, где находится Ренат.
18 августа родственники исчезнувшего подали заявление в прокуратуру Каспийска и Уполномоченному по правам человека в Дагестане Уммупазиль Омаровой, 20 августа – в каспийское ГОВД. 21 августа они обратились в республиканскую прокуратуру, но там их заявление не приняли.
Гаджиева сообщает, что ее сына уже один раз задерживали, подбросив ему оружие во время обыска. Также у них конфисковали дорогие исламские книги, привезенные Ренатом из-за границы, Коран, доставшийся от прабабушки, мобильный телефон. Ничего не вернули.
В 2008 году Ренат Гарачиев был условно осужден по ч. 1 ст. 222 ("незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов") УК РФ. После вынесения приговора он аккуратно ходил отмечаться к участковому, никогда не нарушал правила условного срока, утверждают родные пропавшего. Они обратились за помощью к правозащитникам.
Другой случай исчезновения человека зафиксирован 19 августа в Махачкале. Гражданин Реваз Келасов примерно в 14:00 вышел из дома, чтобы проводить жену Карину к ее сестре. В 19:00 он должен был за ней заехать, но не сделал этого. Карину домой отвез деверь Реваза. Родственники очень удивились отсутствию Келасова, обзвонили всех его друзей и знакомых, проверили морг и больницы. Но его нигде не было.
21 августа деверь Реваза, Махмуд Курбанов, обратился в ПЦ "Мемориал" с письменным заявлением. Курбанов рассказывает, что Реваз Келасов, этнический грек, принявший ислам, – приверженец салафитского направления религии. Сам Келасов уже обращался к правозащитникам. Жена Реваза, Карина Дадаева, – вдова некоего "без вести пропавшего Рамазана, которого обвиняли в участии в незаконных вооруженных формированиях", как пишет Курбанов в заявлении.
С 2008 года Реваз чувствовал, что за ним следят сотрудники силовых структур. В своем заявлении правозащитникам он писал о том, что во время обыска ему подбросили тетрадь с записями и схемами расположения блокпостов. Его на некоторое время задерживали, потом отпускали. Раньше Реваз работал грузчиком, но по состоянию здоровья был вынужден оставить работу. Он ждал возможности уехать на историческую родину в Грецию. Несколько месяцев назад Реваз переехал из Кизляра в Махачкалу. Некоторое время жил спокойно, а 19 августа исчез.
"Мы каждый день слышим о похищениях инакомыслящих в Дагестане и опасаемся того, что Реваз стал одной из жертв внесудебных казней", - пишет в заявлении Махмуд Курбанов.
В свою очередь председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина направила письменные запросы в прокуратуру Дагестана и вице-премьеру республики Ризвану Курбанову с просьбой дать ответ об исчезнувших людях
По данным правозащитников, 20 августа 2010 года примерно после 16:00 в Махачкале пропали руководитель компании "Худа-Медиа" Абубакар Ризванов, 1984 г.р., и Тимур Курбанмагомедов, 1983 г.р., на автомобиле Toyota Mark II отъехали от здания своего офиса, обещав вернуться через полчаса. Примерно через час отец Тимура позвонил сыну и обнаружил, что его телефон находится вне зоны действия сети. После этого и другие родственники стали звонить молодым людям, но те так и не отозвались.
Примерно за три дня до исчезновения Тимур Курбанмагомедов рассказал коллегам по работе, что заметил за собой слежку. За ним ездили серый ВАЗ-21015 (регистрационный номер В241УМ), под видом такси, и серый ВАЗ-2110 (номер В438ТМ). Автомобили были засняты на профессиональную камеру.
Родственники Ризванова и Курбанмагомедова обратились во все махачкалинские РОВД и прокуратуру с заявлениями об исчезновении людей. Из неофициальных источников им стало известно, что молодые люди содержатся в Центре по противодействию экстремизму МВД Дагестана. Однако Ахмед Баталиев, руководитель этого Центра, отрицает, что Ризванов и Курбанмагомедов задержаны и находятся в его ведомстве 21 августа Карим Алиев и Идрис Юсупов, родственники пропавших молодых людей, обратились в ПЦ "Мемориал".
Председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина направила письменные запросы в прокуратуру Дагестана и вице-премьеру республики Ризвану Курбанову. По мнению последнего, Ризванова и Курбанмагомедова могли похитить прикомандированные сотрудники федеральных силовых структур, которые не подчиняются руководству РД.
Компания "Худа-Медиа", основанная в 2009 году, занимается информационным освещением событий в Дагестане, видеосъемками лекций дагестанских исламских богословов, записью чтецов Священного Корана, переводом на русский язык с арабского и английского языков лекций всемирно известных исламских ученых-проповедников из Египта, Сирии, Англии, Австралии и США.
Ранее сотрудник "Мемориала" в Дагестане Заур Газиев рассказал на встрече с президентом РФ в мае этого года, что теракты, похищения, пытки, внесудебные казни, активизация экстремистского подполья в республике - это следствие гражданского противостояния, в котором пребывает местное общество. Особо Газиев отметил исламизацию дагестанского общества. По его словам, из-за того, что местные власти выбрали неверную тактику общения с салафитами, те все чаще оказываются под влиянием фундаменталистов, которые делают из них "шахидов".
Главным нарушителем прав граждан он назвал МВД. По словам правозащитника, пытки подозреваемых, приводящие иногда к летальному исходу, стали обычно практикой дагестанских милиционеров. Чтобы скрыть противоправные действия, сотрудники МВД заявляют, что люди погибли в боестолкновении.
В качестве примера Газиев рассказал о событиях 27-28 октября 2008 года в поселке Губден. Тогда тела пропавших людей были обнаружены на месте спецоперации, в результате которой они якобы были убиты. Следы пыток на телах, отсутствие на одном из трупов огнестрельных ранений заставили "Мемориал" сомневаться в правдивости официальной информации.