Берлин, 22 декабря 2013 года
Global Look Press
Берлин, 22 декабря 2013 года Берлин, 22 декабря 2013 года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Берлин, 22 декабря 2013 года
Global Look Press
 
 
 
Берлин, 22 декабря 2013 года
Global Look Press
 
 
 
Берлин, 22 декабря 2013 года
Global Look Press

Освобождение экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, внезапно помилованного президентом Владимиром Путиным, заставило политиков и экспертов задуматься о возможных последствиях. Если кто и выказывает оптимизм, то крайне осторожный. В большинстве же аналитики считают, что пока серьезных изменений в российской политике и уж тем более смены политического режима ждать не стоит.

Сам Ходорковский в ходе первой же крупной пресс-конференции в Германии, куда он отбыл сразу после выхода из колонии, публично отказался от политики. Однако намерен заняться общественной деятельностью, а это, по убеждению политологов, автоматически придаст ему политическое влияние. Сторонники Ходорковского видят в нем мощную общественно-политическую фигуру, пока не раскрывающую свой потенциал. Мнения, собранные прессой, представлены в подборке "Заголовков".

Политическая ситуация в стране могла бы измениться, если бы Ходорковский занялся политикой, полагают политики и политологи, опрошенные "Коммерсантом". В любом случае, считают они, экс-глава ЮКОСа станет лидером общественного мнения и будет оказывать влияние, прежде всего, на демократический сектор.

- Последствия для экономики: инвесторов волнует не только и не столько Ходорковский
- "Новый Сахаров" или политический философ - рассуждения о Ходорковском в западной прессе

Глава фонда "Эффективная политика" Глеб Павловский - один из тех, кто полагает, что Ходорковский может стать серьезным общественным деятелем. Общественный деятель всегда имеет политическое влияние, пояснил он "Независимой газете". Впрочем, как он замечает, "сейчас ничего нельзя сказать из-за невероятной тучи пыли и мусора, которая поднята в прессе и в социальных сетях, где никто не интересуется им самим, а только собственными переживаниями".

По мнению политобозревателя RT Александра Некрасова, Ходорковский, отказавшийся от политики, но заявивший, что будет бороться за освобождение политзаключенных в России, противоречит сам себе: невозможно оставаться в стороне от политики, делая такие заявления.

Ходорковский становится первым либеральным лидером, от которого не ждут сиюминутной реакции, твитов, немедленного запуска проектов на злобу дня, рассуждает РБК daily. И приводит такое мнение политолога Андрея Пионтковского: "Полагаю, что ни в коем случае он не примет участие, например, в жалкой возне вокруг приставных стульчиков в Мосгордуме (выборы в нее пройдут в сентябре 2014 года. - Прим. ред.). Обратиться к нему как менеджеру громадного масштаба могут в какой-то критической для страны ситуации. А не для участия в текущих играх, в которые всю нашу системную и несистемную оппозицию затянули новые володинские технологии".

С другой стороны, эксперты объясняют решение Кремля отпустить Ходорковского тем, что он перестал представлять опасность для власти. И даже если бы экс-заключенный изменил свое решение абстрагироваться от политики, то этим только усилил бы позиции Владимира Путина.

Вместе с тем, по прогнозу одного из собеседников "Коммерсанта" - гендиректора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, общественная деятельность, от которой Ходорковский не отказывается, может доставить немало хлопот таким набирающим вес деятелям российской политики, как Алексей Навальный и Михаил Прохоров.

На этот же аспект обращает внимание "Независимая газета": Ходорковский будет играть на той же площадке, что Навальный и Прохоров. Каждый способен аккумулировать до 20-25% электората. Но - по отдельности. Освобождение экс-главы ЮКОСа вполне укладывается в политику Кремля последних месяцев - не препятствовать оппозиции, которая не склонна к союзам и имеет слабую поддержку в стране, говорится в статье.

Кремлю Ходорковский не страшен, уверен глава "Левада-центра" Лев Гудков. "За властью остаются административный и информационный ресурсы. А на узкой площадке оппозиции ее лидеры будут сильнейшим образом конкурировать между собой и друг другу мешать", - пояснил он НГ.

В свою очередь "Ведомости" напоминают, что до снятия судимости (по тяжким преступлениям это восемь лет, т.е. до конца декабря 2021 года) Ходорковский лишен права избираться. Он освобожден только от отбывания наказания, объяснила изданию его адвокат Елена Лукьянова. Чтобы судимость считалась снятой, это должно быть специально оговорено в указе.

Экономические последствия: "У инвесторов достаточно поводов разочароваться в России"

Между тем инвесторы, банкиры и чиновники, с которыми побеседовали журналисты газеты, склонны считать, что освобождение Михаила Ходорковского почти не повлияет на инвестиционный климат в России. Года два-три назад освобождение Ходорковского стало бы сильным позитивным сигналом, повышающим привлекательность российских акций, сказал, в частности, главный экономист HSBC по России и Украине Александр Морозов, но в последние несколько лет инвесторы не поднимали этот вопрос, у них было достаточно других поводов разочароваться в России, которые перевешивают освобождение Ходорковского.

С ним согласен руководитель московского офиса международного инвестбанка. Он рассказал, что история с Ходорковским часто всплывала в разговорах с инвесторами, но после стольких лет решение выпустить его радикально не изменит их отношения. Произошло много других событий, в том числе история с миноритариями ТНК-ВР и антигейский закон, это значит для инвесторов не меньше, заключил он.

"Новый Сахаров" или политический философ - рассуждения в западной прессе

В зарубежной прессе тем временем пишут о смятении в рядах российских оппозиционных активистов из-за публичного отказа Ходорковского от политической деятельности. Этот отказ разочаровал многих, надеявшихся, что Ходорковский станет соперничать с Путиным, пишет The Guardian.

В свою очередь французский философ Марек Хальтер сказал в интервью итальянской газете La Repubblica: "В тюрьме Михаил Ходорковский стал другим человеком, приблизившись к выдающимся деятелям советского диссидентства, таким, как, например, Андрей Сахаров". Хальтер был другом физика-ядерщика, удостоившегося Нобелевской премии мира за 1975 год, поясняет издание.

"Судя по его статьям, бывший магнат пережил глубокую интеллектуальную эволюцию и значительно приблизился к тому, о чем думал Сахаров, - продолжил философ. - Он сам заявил, что тюрьма открыла ему глаза, например, на то, что деньги не дают власти - по крайней мере "позитивной" власти".

А российский писатель Виктор Ерофеев в статье для той же газеты высказывает мнение, что "Ходорковский, переживший драму заключения, скорее обретет свое место в политической философии, нежели в политической деятельности". Обзор статей зарубежных изданий по теме представлен на сайте InoPressa.